Столбняк. Этиология, признаки болезни, лечение, профилактика, диагноз, первая помощь, питание, диета.Инфекционные болезни кошек и собак: Краткая характеристика возбудителей инфекций собак и кошек

Столбняк

Перейти в оглавление раздела: Природно-очаговые и другие болезни животных (Каталог)

Столбняк

Столбняк - это раневая бактериальная инфекция, которая встречается как у многих видов животных, так и человека. Для нее  характерны спазматические сокращения мускулатуры. А возбудителем столбняка является анаэробная спорообразующая бактерия (Clostridium tetani), имеющая палочковидную форму. Бактерии Clostridium tetani обычно находяятся в почве, но особенно их много в унавоженной и богатой перегноем почве.

Бактерии столбняка (столбнячные палочки) при попадании в раны различного происхождения - колотые, рваные, начинают в них размножеться. Микробные палочки для размножения выбирают омертвевшие ткани. В процессе своей жизнедеятельности они образуют токсин, который специфически действует на нервную систему теплокровных позвоночных.

Столбняк, по существу, не является заразной болезнью. Восприимчивость к возбудителям столюняка у различных животных заметно отличается. Так, у собак и особенно кошек встречается редко - они малочувствительны к столбнячному токсину.

При попадании возбудителя столбняка в рану животного, инкубационный период может длиться от нескольких дней до 3 недель. С начала заболевания у больных могут наблюдаться повышенная пугливость и, напряженная походка.  Судороги жевательных мышц приводят инарушению и затруднению подвижности челюстей, нередко развивается напряженность головы и шеи, а затем и других частей тела. У больного животного спина и конечности становятся выпрямлеными, хвост также вытянут. Причина этого - сильное и непроизвольное мышцы напряжение брюшной и грудной стенки. Из-за этого любое движение животного сильно затруднено.

Судорожные сокращения мышц ведут к повышению температуры тела. Заболевшие столбняком животные довольно часто погибают примерно через 1-3 недели. Но иногда столбняк у собак может проявляться лишь спазмами отдельных групп мышц, особенно головы. В таком случае заболевание заканчивается благополучно.

Диагноз заболевания столбняком обычно устанавливают по характерной клинической картине. Для лечения столбняка применяется хирургическая обработка ран, а также возможно раннее введение противостолбнячной антитоксической сыворотки. При возникновении тех или иных судорогах - практикуется введение успокаивающих средств.

Профилактика столбняка заключается в своевременной и тщательной обработке любых ран и введении противостолбнячной сыворотки. А первая помощь сводится к обработка раны антисептиками (в частности 5%-ным раствором йода, раствором калия перманганата 1:500).