Сольпуга: размножение. Сольпуги. Solpugides Leach, 1815 = Сольпуги.

Отряд: Solpugides Leach, 1815 = Сольпуги

Отряд: Solpugides Leach, 1815 = Сольпуги

Читать дополнительно: Опасные укусы фалангФото

...Спаривание происходит обычно ночью. Самец отыскивает самку по запаху. При удалении педипальп, на которых имеются обонятельные органы, самец перестает привлекаться самкой. При спаривании самец очень активен, самка, напротив, впадает в неподвижное состояние, причем самец иногда перетаскивает ее с места на место. Оплодотворение сперматофорное. Самец выпускает на поверхность почвы клейкий сперматофор, в котором заключены спермин, подхватывает его хелицерами и переносит в половое отверстие самки. При этом определенную роль играют специальные копулятивные придатки (так называемые флажки), имеющиеся на хелицерах самца.

Весь процесс длится обычно всего несколько минут. Оплодотворенная самка вскоре становится подвижной и весьма агрессивной по отношению к самцу, который поспешно убегает, рискуя иначе быть тут же съеденным. Поведение самца при спаривании представляет цепь рефлекторных актов, которая, раз начавшись, продолжается даже в том случае, если убрать самку или сперматофор.

Оплодотворенная самка особенно прожорлива. После периода питания она вырывает норку с небольшим расширением у дна, где откладывает яйца (от 30 до 200 у разных видов). Эмбриональное развитие происходит еще в яйцеводах самки, так что из отложенных яиц вскоре вылупляются маленькие сольпуги. Они неподвижны, покрыты тонкой прозрачной кутикулой, лишенной членистости и волосков. Через 2—3 недели происходит линька, новые покровы расчленяются и твердеют, на теле появляются волоски, сольпуга начинает двигаться. Самка остается при молоди, пока она не окрепнет; есть сведения, что мать доставляет детенышам пищу. Общее число линек и продолжительность жизни сольпуг точно неизвестны. В жизни сольпуг выражены сезонные явления. Зимой они находятся в спячке, некоторые виды исчезают и в самые сухие летние месяцы.

Сольпуги — обитатели степных и пустынных стран тропического, субтропического и отчасти умеренного поясов. Лишь немногие виды встречаются в более влажных лесных местностях. Всего известно до 600 видов, распределяющихся примерно в 30 родов и 10 семейств (число родов очень различно у разных авторов). Преобладают они в Старом Свете, где насчитывается 8 семейств и около 500 видов. В Южной и Северной Америке встречаются представители двух семейств—Eremobatidae и Ammotrechidae, свойственных только Новому Свету.

Отряд Фаланги содержит 13 семейств, около 1,000 видов и 140 родов. Встречаются в большинстве пустынных регионов Земли, кроме Австралии.
Ammotrechidae Roewer, 1934 (20 родов и 80 видов, Северная и Южная Америка)
Ceromidae Roewer, 1933 (3 рода, 20 видов, Африка)
Daesiidae Kraepelin, 1899 (29 родов и 180 видов, Южная Америка, Африка, Европа, Азия)
Eremobatidae Kraepelin, 1899 (7 родов, 190 видов, Северная и Центральная Америка)
Galeodidae Sundevall, 1833 (9 родов и 200 видов, Африка, Европа, Азия)
Gylippidae Roewer, 1933 (5 родов и 25 видов, Южная Африка, Азия)
Hexisopodidae Pocock, 1897 (2 родов и 25 видов, Южная Африка)
Karschiidae Kraepelin, 1899 (4 рода и 40 видов, Северная Африка, Греция, Азия)
Melanoblossidae Roewer, 1933 (6 родов и 16 видов, Южная Африка, Вьетнам, Индонезия)
Mummuciidae Roewer, 1934 (10 родов и 18 видов, Южная Америка)
Rhagodidae Pocock, 1897 (27 родов и 98 видов, Африка,Азия)
Solpugidae Leach, 1815 (23 родов и 200 видов, Африка, Ирак)

В Старом Свете сольпуги распространены почти по всей Африке (исключая Мадагаскар, где они не найдены), в странах Передней, Центральной и Южной Азии, но в юго-восточной части Азии их почти нет. Нет их в Австралии и на островах Тихого океана. В Палеарктике по числу видов преобладают семейства Galeodidae, Rhagodidae, Karschiidae и Daesidae. В Южной Африке наряду с другими имеются два эндемичных, свойственных только этой части континента семейства. Одно из них — семейство Hexisopodidae — представлено своеобразными роющимися почвенными формами с компактным телом, очень мощными хелицерами и уплощенными ногами. В Западной Европе сольпуги встречаются на Балканском и Пиренейском полуостровах.

Данные о сольпугах СССР сведены в монографии А. А. Бялыницкого-Бирули («Фауна СССР», 1938). В нашей фауне отмечено до 50 видов 10 родов четырех упомянутых выше палеарктических семейств. Сольпуги очень обычны в Средней Азии, встречаются также на Кавказе, в Закавказье (за исключением гор Главного хребта и Черноморского побережья), в Крыму, на юге степной полосы от низовий Дона до реки Урала. Северная граница их распространения проходит от 47° с. ш. на западе до 52° с. ш. на реке Урал и далее по параллели к границам Монголии.

К роду Galeodes принадлежат наиболее крупные длинноногие, быстро бегающие формы. В Европейской части СССР (в Крыму, на Кавказе, в степях юго-востока) широко распространена обыкновенная сольпуга (G. araneoides, табл. 2), бледно-желтая, до 5 см длиной. В Средней Азии наиболее распространенный вид — закаспийская сольпуга (G. caspius), буровато-рыжая с сероватым брюшком, несущим темные полоски. Она бывает до 6,5 см в длину и уступает по размерам только черно-бурой дымчатой сольпуге (G. fumigatus), достигающей 7 еле и распространенной в песках Туркмении. Закаспийская сольпуга местами очень обычна. Она нередко забегает в дома на свет лампы и приводит в ужас жителей. Как и все ночные сольпуги, она к утру забирается в какое-либо укрытие и может неожиданно оказаться в снятой обуви, складках висящей одежды и т. п.

Представители рода Rhagodes встречаются у нас в Закавказье и в Туркмении. Это формы с короткими ногами, пестро окрашенные или темные. Они живут обычно в глинистых и полынных пустынях и редко заходят в населенные места. Виды рода Karschia — небольшие желтые сольпуги — живут в горных местностях Закавказья и Средней Азии. Некоторые из них найдены на высоте до 3000 м над уровнем моря. .

Читать : Сольпуги