Динофлагелляты. Dinoflagellata = Динофлагелляты. Одноклеточные (простейшие) животные. Общее знакомство

Тип: Dinoflagellata = Динофлагелляты

Тип: Dinoflagellata = Динофлагелляты

Читать дополнительно: * Хищные Динофлагелляты; * Амеба-убийца

Большинство представителей Динофлагеллят - это жгутиконосцы двусторонне-симметричные или асимметричные, с развитым внутриклеточным панцирем. Значительную часть динофлагеллят характеризует способность к фотосинтезу, в связи с чем группу также называют динофитовыми водорослями (лат. Dinophyta). Некоторые представители (например, ночесветки) способны к люминесценции. К динофлагеллятам относятся и зооксантеллы — внутриклеточные симбионты многих коралловых полипов и некоторых двустворчатых моллюсков. Всего описано около 5—6 тысяч видов.

Большое значение имеют виды дающие массовые вспышки численности, что приводит к возникновению «красных приливов».  С

Клетки Динофлагеллят дорзовентральны, имеют две бороздки: поперечную, охватывающую клетку по кольцу или по спирали, и продольную, находящуюся на брюшной стороне клетки. Жгутиков два, разных по длине и строению. Гладкий жгутик лежит в продольной бороздке, другой лентовидный лежит в поперечной бороздке. Клетка одета текой - особым клеточным покровом. В цитоплазме клетки содержится очень крупное ядро, содержащее хромосомы.

У многих Динофлагеллят имеется глазок или стигма, который располагается на переднем конце клетки. Он содержит два ряда глобул и  линзовидное тело и ретиноид. Для некоторых характерны трихоцисты, имеющие головку и рукоятку. Трихоцисты способны скручиваться и раскручиваться, выстреливая через пору длинную поперечно-исчерченную нить.

Пигменты фотосинтетического комплекса: хлорофилл a, хлорофилл c2, каротиноиды: β-каротин; ксантофиллы (перидинин, неоперидинин, фукоксантин, диноксантин, диадиноксантин, неодиноксантин).

Для динофлагеллят характерны следуюшие типы размножения: вегетативное, бесполое и половое. При вегетативном размножении клетки делятся пополам в продольном или наклонном направлении. Иногда в результате деления дочерние клетки могут не расходиться, и тогда формируются колонии в виде цепочек. В зависимости от вида и условий среды вегетативное размножение может происходить каждые 1-15 дней.

При недостатке в окружающей среде азота или при изменении температуры воды у динофитовых наблюдается половое размножение. У них известны три типа полового процесса: изогамный, гетерогамный, хологамный. Гаметы мельче вегетативных клеток, а у панцирных видов могут быть голыми. При слиянии гамет у большинства представителей образуется планозигота, которая может существовать достаточно долго. Чаще всего, в отличие от гаплоидных клеток, она имеет более крупные размеры; у неё сохраняются 2 задних жгутика.

При наступлении во внешней среде кратковременных неблагоприятных условий клетки динофит могут сбрасывать жгутики и превращаться в неподвижные временные споры. Продолжительность существования спор ограничена днями, реже месяцами, в отличие от покоящихся спор, которые могут сохраняться годами.

Динофлагелляты - это морские (около 90% видов) и пресноводные формы, планктон и бентос, иногда встречаются как симбионты растений, иногда — паразиты ракообразных и червей. Могут вызывать цветение воды. Динофиты - важная группа фитопланктона в морских и пресных водах. Их значение прежде всего определяется тем, что они занимают второе место после диатомей как продуценты первичной продукции в прибрежных морских водах, являются пищей для различных простейших, коловраток, рыб.

Плавающие клетки динофит способны к вертикальной миграции (миграция в столбе воды в течение суток). Они не двигаются беспорядочно в толще воды, а скапливаются на определённой глубине, которая может меняться в течение дня. Обычно скорость этих вертикальных миграций равна 1 м в час. Такое поведение даёт динофлагеллатам преимущество перед другими неподвижными фитопланктонными организмами, позволяя быстрее реагировать на изменение освещённости и наличие источников питания в окружающей среде.

Фисте́рия (лат. Pfiesteria) — микроорганизмы, род гетеротрофных динофлагеллятов, которые привлекли внимание вредоносным цветением и гибелью рыбы. Сложные организмы фистерии, были виновны в массовой гибели рыбы в 1980-х и 1990-х годах на побережье штата Северная Каролина и в притоках Чесапикского залива. В ответ на токсичные вспышки, в шести штатах США вдоль восточного побережья инициировали программу мониторинга, чтобы обеспечить быстрое реагирование в случае новых вспышек и лучше понять факторы, связанные с Pfiesteria и вспышками.