Обыкновенная кукушка. Вид: Cuculus canorus Linnaeus, 1758 = Обыкновенная кукушка. Кукушки, кукушкообразные:Отряд: Cuculiformes = Кукушки, кукушкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Cuculus = Кукушки

Кукушки и другие гнездовые паразиты

Читать : Из жизни обыкновенной кукушки ; Фото яиц обыкновенной кукушки ; Обыкновенная кукушка - гнездовой паразит ; Обыкновенная кукушка

Помимо обыкновенной кукушки в семейство кукушек (Cuculidae) включают еще около 130 видов птиц, распространенных по всему миру, кроме Антарктики и Арктики. Но только 50 из них проявляют склонность к гнездовому паразитизму, да и то в разной степени.

Наиболее специализированные паразиты те, чьи птенцы выкидывают из гнезд яйца и птенцов хозяев – 12 видов рода настоящих кукушек (Cuculus). Помимо обыкновенной сюда относится встречающаяся в России к востоку от Урала глухая кукушка (Cuculus saturatus) – по виду и биологии она похожа на обыкновенную, но ее крик – не «ку-ку», а «ду-ду». На Дальнем Востоке встречаются и другие виды, биология которых изучена очень плохо – например, малая (Cuculus poliocephalus) и индийская (Cuculus micropterus) кукушки.

Из американских представителей семейства только 3 вида полосатых кукушек из рода Tapera являются специализированными паразитами воробьиных птиц. Их птенцы имеют на клюве острый крючок, и когда птенец хозяина вытягивает шею навстречу прилетевшим с кормом родителям, птенец полосатой кукушки убивает его этим крючком, протыкая ему горло.

Хохлатая кукушка (Clamator glandarius), распространенная в Северной Африке, Передней Азии и на Пиренейском полуострове, внешне несколько напоминает сороку и откладывает яйца в гнезда врановых птиц, чаще всего именно сорок. Но ее птенцы мирно вырастают в выводке сорочат и не выкидывают их из гнезда, как птенец обыкновенной кукушки. Интересно, что рост численности сорок привел и к расширению ареала хохлатой кукушки – она появилась на юге Франции, в Болгарии.

Африканские бронзовые кукушки из рода Chrysococcyx подбрасывают яйца в чужие гнезда, но вылетевших птенцов докармливают сами.

Американские пестроклювые кукушки рода Coccyzus могут подбрасывать яйца в чужие гнезда эпизодически, когда у самки появилось слишком много яиц, и тогда их птенцы успешно растут вместе с птенцами хозяина гнезда. Пестроклювые кукушки могут также просто занимать чужие гнезда, откладывая туда свои яйца и насиживая их, а могут и вить гнезда самостоятельно.

А обитающие в Америке кукушки-личинкоеды ани (Crotophaga ani) строят коллективные гнезда, куда откладывают яйца несколько самок и потом сообща насиживают их, периодически сменяя друг друга. Правда, доминирующая самка может выбросить часть яиц, отложенных до нее в общее гнездо.

Наконец, в семействе кукушек существуют и виды вполне «благопристойного» нрава – самец и самка вместе строят гнездо, насиживают кладку и выкармливают собственных птенцов. Такова, например, американская земляная кукушка (Geococcyx mixicanus).

Интересно, что обыкновенные кукушки при содержании в вольерах весной активно начинают собирать и носить в клюве шерсть, перья, нитки, травинки – материал для постройки гнезда. Но до строительства у них дело никогда не доходит, постепенно гнездовая активность затухает, и они перестают обращать внимание на подходящий материал.

Кукушка-личинкоед ани

Гнездовой паразитизм – черта, отличающая отнюдь не только кукушек. Среди птиц он наблюдается примерно у 80 видов, относящихся к 5 семействам. Еще примерно 20 видов – факультативные паразиты, они могут как подбрасывать свои яйца другим видам, так и строить гнезда и высиживать кладку самостоятельно.

К высокоспециализированным паразитам, отличающимся, например, особой чувствительностью кожи у птенцов, относится 27 видов. Это уже упомянутые кукушки родов Cuculus и Tapera, а также медоуказчики (род Indicator в семействе медоуказчиковых). Медоуказчики – маленькие серенькие птички из Африки, которые подкладывают яйца в дупла к дятловым птицам и бородаткам. Птенцы медоуказчиков, подобно птенцам полосатых кукушек, в первые 4 дня своей жизни имеют крючок на клюве, с помощью которого протыкают яйца и птенцов хозяина, просто выбросить которых из дупла им трудно.

В Америке как паразиты более, нежели кукушки, заметны воловьи птицы – представители нескольких родов из семейства трупиаловых. Название свое они получили за то, что их часто можно видеть среди стада пасущихся коров, где они ищут вспугнутых насекомых.

Как и у кукушек, у воловьих птиц наблюдаются разные стадии развития гнездового паразитизма. Например, бурокрылый желтушник (Molothurus badius) способен сам строить гнездо, но чаще занимает чужие. А крикливый желтушник (Molothurus rubraxillaris) паразитирует на бурокрылом, подбрасывая свои яйца в его кладку. Некоторые же воловьи птицы могут подбрасывать свои яйца в гнезда более 200 видов пернатых!

Обычно птенцы воловьих птиц-паразитов растут в общем выводке с птенцами хозяина, но более активны и притесняют их. По некоторым наблюдениям, развитие одного птенца-паразита воловьей птицы стоит жизни 1–2 птенцам хозяев гнезда. Но общий процент выживания воловьих птиц не выше, чем у видов-хозяев.

В Африке обитают птицы-вдовушки (род Vidua) из семейства ткачиковых. Это тоже гнездовые паразиты, они подбрасывают свои яйца в гнезда родственных ткачиковых птиц, в частности астрильдов. Каждый вид вдовушек паразитирует на строго определенном виде-хозяине, и их птенцы очень похожи по окраске, поведению и голосу на птенцов своих приемных родителей, с которыми мирно вырастают в одном выводке. В это время молодые самцы вдовушек учатся пению у своих приемных родителей, а молодые самки запечатлевают соответствующие звуки. В будущем самец и самка птиц-вдовушек, паразитирующих на одном виде астрильдов, находят друга именно по песне, имитирующей песню вида-хозяина.

В эпизодическом гнездовом паразитизме замечены и 32 вида гусеобразных птиц. У них это происходит обычно при недостатке подходящих мест для гнездования, например дупел, или при большой скученности птиц на ограниченной территории. Яйца подбрасываются в чужие гнезда, из них выходят птенцы, которые сразу ведут самостоятельную жизнь в общей стайке с птенцами хозяев гнезда. Это случается у белого гуся, нырков, хохлатой чернети. Некоторые утки откладывают яйца в одно общее гнездо. Например, у утки-дуплогнездника гоголя при недостатке мест для гнезд в одно дупло могут снести яйца две самки. А в гнезде красноголового нырка однажды наблюдали даже 87 яиц, снесенных 13 самками. Среди утиных есть только один вид, южноамериканская черноголовая утка (Heteronetta atricapilla), которому свойствен настоящий гнездовой паразитизм. Эта утка никогда не строит гнезд, а всегда подбрасывает яйца в гнезда других уток. Но ее птенцы не доставляют приемным родителям никакого беспокойства, а сразу после вылупления начинают вести самостоятельную жизнь.

Случаи подбрасывания яиц в чужие гнезда изредка отмечаются и у некоторых чаек и куликов.

Однако не только птицам присущ гнездовой паразитизм – кроме них, подобное явление наблюдается и у некоторых рыб. В Центральной Америке живет леопардовая цихлазома (Cichlasoma dovii) из семейства цихлид, которая нерестится рядом с другими цихлазомами, проявляющими заботу о потомстве, и подбрасывает в их кладку свою икру. Приемные родители охраняют икру, а потом и мальков как своего, так и чужого вида. А в озере Танганьика в Центральной Африке обитают сомики синодонтисы (Synodontis), которые подбрасывают свою икру цихлидам трофеусам (Tropheus), инкубирующим икру во рту. При этом личинки сомиков-паразитов развиваются быстрее личинок цихлид-хозяев и при переходе на самостоятельное питание в первую очередь тут же, во рту трофеуса, поедают его икру. Синодонтисов-кукушек иногда содержат в аквариумах. Один из наиболее известных их видов – пятнистый синодонтис (Synodontis multipunctatis)– даже размножается в Московском зоопарке. При этом наблюдали, как мальки сомика за 40 дней быстро вырастали и губили своих приемных матерей – самок трофеусов, застревая у них в глотке с помощью острых колючек на плавниках.

Наконец, гнездовой паразитизм наблюдается и у насекомых. Наиболее известны шмели-кукушки из рода Psithyrus – их существует много видов, и каждый внешне очень похож на соответствующий вид обычного шмеля. Самка шмеля-кукушки проникает в гнездо шмеля-хозяина, убивает основательницу колонии и начинает откладывать свои яйца. А рабочие шмели – хозяева гнезда – выкармливают личинок шмеля-паразита, как выкармливали бы своих собратьев – личинок собственной матки. Австрийская оса Vespula austriaca также не строит своих гнезд, а является нахлебником в гнезде рыжей осы Vespula rufa, рабочие особи которой выкармливают личинок осы-паразита. Собственных рабочих особей у австрийской осы за ненадобностью не образуется, и все личинки превращаются в полноценных самцов или самок.

Социальный паразитизм распространен и у муравьев. Самки вида-паразита проникают в гнездо вида-хозяина и откладывают там свои яички, из которых выходят рабочие особи, которые постепенно заселяют гнездо, сменяя его хозяев. Так, рыжий лесной муравей (Formica rufa) может основывать гнезда в гнезде бурого лесного муравья (Formica fusca). Самка волосистого желтого муравья (Lasius umbratus) поселяется в гнезде черного садового муравья (Lasius niger) и убивает самку хозяина. Встречающийся на юге Франции муравей эпимирма (Epimirma vandeli) паразитирует на муравье Leptothorax recedens, убивая самку – основательницу гнезда. Эпимирма не имеет своих рабочих, из его яичек выходят только самцы и самки, и бывшее гнездо лептотораксов существует после заражения всего два года, пока живут старые рабочие особи.

Но в целом гнездовой паразитизм у разных групп позвоночных и беспозвоночных животных не имеет большого распространения. При сильном размножении специализированных гнездовых паразитов, уничтожающих потомство вида-хозяина, численность последнего может снижаться, а в результате подрывается благополучие и самого паразита. Поэтому гнездовой паразитизм можно считать тупиковым направлением в эволюции стратегии размножения, которое не дает виду никаких особых преимуществ.