Гнездовой паразит: Обыкновенная кукушка. Вид: Cuculus canorus Linnaeus, 1758 = Обыкновенная кукушка. Кукушки, кукушкообразные:Отряд: Cuculiformes = Кукушки, кукушкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Cuculus canorus = Обыкновенная кукушка

Вид: Cuculus canorus Linnaeus, 1758 = Обыкновенная кукушка

Читать : Из жизни обыкновенной кукушки ; Фото яиц обыкновенной кукушки ; Обыкновенная кукушка - гнездовой паразит ; Обыкновенная кукушка ; Кукушка

Внешний вид. Немного мельче голубя. Самцы и большинство самок имеют пепельно-серую окраску верха тела и головы и поперечнополосатую окраску низа (”ястребиного” типа). Некоторые самки имеют ржаво-рыжую окраску верхней стороны тела. Благодаря длинному хвосту (15-19 сантиметров) и крыльям (20-30 сантиметров) кукушка кажется более крупной птицей, особенно на лету, чем она есть на самом деле (вес ее всего 85-120 граммов). Молодые птицы отличаются от старых темно-бурой окраской верха тела, обычно с ржаво-рыжими поперечными полосами. На сгибе крыла есть белые перья с черными полосками. Хвост с белым кончиком, у рыжих самок — с темной полосой по краю.

Самец издает всем известное “ку-ку” (иногда трехсложное), порой переходящее в глухой хохот; для самки характерен звонкий крик “кли-кли-кли”. Кукушка редко кукует больше десяти раз подряд, поэтому спрашивать у нее, сколько лет вам осталось жить, не рекомендуется.

Местообитания. Обитает по всей стране от южных тундр до полупустынь в лесах, кустарниках, горных стланиках.

Питание. Питается кукушка различными насекомыми (уничтожает много волосатых гусениц, которых обычно не поедают другие птицы).

Гнездование. Подкладывает яйца в гнезда многих видов мелких воробьиных птиц. Самки относятся к нескольким наследственным линиям, каждая из которых связана с определенным видом-хозяином и откладывает яйца соответствующей окраски. Подросший кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов, а их родители продолжают его кормить. В зависимости от региона птицы-хозяева могут быть разными. В Европе это прежде всего садовая горихвостка, сорокопут-жулан, славки и трясогузки. Период размножения — с мая по июль.

Распространение. Эта птица гнездится от Англии до Камчатки и Японии, занимая с запада на восток всю территорию России. На север у нас (в Европейской части России) кукушка доходит до Полярного круга и даже заходит за него местами, в Сибири — до 67° северной широты. К югу она везде переходит за нашу границу, достигая Северной Африки и Малой Азии.

Зимовка. Кукушки довольно рано отправляются на места своих зимовок в Среднюю и Южную Африку, на юг Аравии и Азиатского материка. К концу августа у нас в средней полосе уже не остается взрослых кукушек. Молодые отлетают позднее старых и встречаются под Москвой до половины сентября.

Хозяйственное значение. Подбрасывая яйца в чужие гнезда, что вызывает затем гибель птенцов хозяев, кукушка приносит некоторый вред, так как уничтожает полезных насекомоядных птиц. В некоторых местах, где много кукушек, камышевки иногда за лето не могут вывести ни одного своего птенца. Но было бы несомненной ошибкой считать кукушку вредной. Эта прожорливая птица в течение всего лета истребляет вредных гусениц, особенно волосатых, которых избегают почти все мелкие птицы, ест майских жуков, бабочек, изредка мягкие ягоды. Желудок ее часто бывает настолько забит волосками гусениц, что имеет вид заросшего шерстью. Этой полезной работой кукушка, без сомнения, покрывает тот вред, который приносит ее паразитизм в гнездах мелких птиц. Многие ученые считают ее одной из полезнейших птиц леса.

Описание Бутурлина. Каждому из нас с детства знакомо кукованье незаметной серой птицы, этот звук “унылый и простой”, повторяющийся так однообразно и тем не менее такой привлекательный. В весенний шум леса, в звенящий хор птичьей мелкоты кукушка словно вплетает свой особый музыкальный узор, немножко грустный и мечтательный. Эта птица чаще, чем многие другие, упоминается в народных песнях, поверьях и сказках, ее напев нередко используют в романсах и симфониях композиторы многих народов.

”Лес зеленый кругом — молодой и росистый, а в лесу тишина; и среди тишины — только голос кукушки. Вещун голосистый! Отзовись, доживу ли до новой весны?”

В старых пословицах русского крестьянства кукушка с ее тоскливым пением была воплощением горя и печали: “Кукушка кукует — горе вещует”, “Не кукушечка кукует, а жена горюет”. Упоминается эта птица и в других пословицах, что говорит о ее большой популярности: “Променял кукушку на ястреба”, “На кукушкиных яйцах не высидишь цыплят”, “Не кукуется кукушке на Петров день”, и так далее.

По голосу кукушка знакома всем, но немногие ее видели и знают по внешности: кукушка довольно осторожна, и часто к ней не удается подойти ближе чем на 50-80 метров. Но есть одно хорошее средство, которое помогает ближе познакомиться с этой птицей: подражая кукованию, можно подманить к себе почти каждого кричащего самца. Для этого нужно научиться выкрикивать низкое, горловое, но громкое “оо-уу” (почти без “к”), как это делает кукушка, что для людей, обладающих даже небольшим музыкальным слухом, дело совсем нетрудное.

Заслышав крик соперника, кукушка-самец немедленно прилетает на его зов, надеясь застать около него самку. Самок-кукушек меньше, чем самцов, поэтому между последними всегда бывает сильная вражда. Легким полетом, распластав в воздухе полуразвернутый веером хвост, почти без взмахов крыльями, кукушка проносится между деревьями, увертываясь от преследующих ее коньков. Села на вершину березы, приподняла хвост, свесила крылья, откинув голову, надула серые перышки зоба — и громкое сипловатое “ку-ку” послышалось теперь совсем рядом с вами. Вы опять кукуете, подзадоривая ее, она умолкает, потом отвечает каким-то воркующим “ур-ур...” и с громким хохочущим криком подлетает еще ближе. Теперь отлично видны и ее желтые ноги и широкий желтый зев, из которого вырывается этот сильный, вблизи менее приятный крик; видны серый поперечный рисунок на брюшке и светлые пятна на перьях легкого подвижного хвоста. Кукушка поворачивается вправо и влево, по временам нагибается, когда налетают сердитые мухоловки, и снова кукует без передышки. Иногда, возбужденная голосом неуловимого соперника, она удваивает первый слог крика: “ко-ко-ку, ко-ко-ку...”, урча срывается с дерева и низко проплывает над кустами, потом возвращается на старое место, и снова в притихшем бору, не умолкая, гудит ее песня. Нередко весной, проходя по лесу, мне удавалось вести за собой двух-трех кукушек на протяжении нескольких километров, подманивая их криком. Но стоило раздаться в стороне от дороги звонкой, веселой трели “кли-кли-кли-кли-кли-кли...”, которой самочка зовет за собой самца, как мои “провожатые” отставали, и я продолжал шагать в одиночестве.

В средней полосе Европейской части России кукушка прилетает в конце апреля или первых числах мая. Сначала появляются одни самцы, а через неделю или две к ним присоединяются самки. В пору прилета самцов лес еще не одет листвою, нередко бывают холодные ночи — кукушки молчат. Но при теплой погоде они начинают куковать тотчас по прилете. Весной охотники, поджидающие глухарей на токах, часто слышат кукованье ночью в полной темноте и предрассветной тишине леса. Оно звучит тогда как-то особенно торжественно и красиво. В разгар весны кукушка кричит почти круглые сутки — до хрипоты, продолжительнее и усерднее, чем поют многие лесные птицы. К концу июля в средней полосе кукованье прекращается совсем и возобновляется только на следующую весну.

Кукушка очень неприхотлива в выборе летних мест обитания — она встречается и в хвойных и в лиственных лесах, в полосе криволесья лесотундры, в небольших степных лесочках и оврагах, заросших кустами, высоко в торах на границе лесов и даже по тростникам у озер, если там много камышевок. Для нее не так важны особенности леса, как обилие насекомоядных птиц, которым она подбрасывает свои яйца. Глухих хвойных лесов она избегает потому, что в них мало насекомоядных птиц; здесь ее заменяет более мелкая глухая кукушка.

Одна из самых интересных особенностей биологии кукушки — “гнездовой паразитизм”, подкладывание яиц в чужие гнезда, при котором все заботы по насиживанию и выкармливанию птенца выполняют “приемные родители”. Эта замечательная черта жизни кукушек известна была уже древним грекам, однако только за последние десятилетия собраны над ней особенно ценные наблюдения. Каждая самка кукушки занимает определенный участок, на котором высматривает гнезда птичек. При этом одни кукушки пользуются, например, гнездами только белых трясогузок, другие — только коньков, третьи — камышевок; ученые считают, что все кукушки делятся на особые “биологические племена”, каждое из которых приспособилось паразитировать у определенных “хозяев” — видов мелких птиц. В Европе кукушки подбрасывают яйца нескольким десяткам видов, начиная от крошечных корольков и крапивников, кончая соловьями и стрижами, но из этого числа особенно сильно от паразитизма страдает всего видов двадцать.

Яйцо у кукушки начинает созревать после того, как она найдет у избранного вида птиц гнездо во время постройки. Яйцо находится в яйцеводе четыре-пять дней; за это время птицы успевают окончить постройку. Кукушка кладет яйца днем (в отличие от большинства других видов), что помогает ей улучать момент отсутствия хозяев гнезда. Она откладывает яйцо или прямо в гнездо, или на землю и потом переносит во рту до заранее замеченного места гнездования птиц-хозяев. Каждая кукушка кладет от 9 до 15 яиц (иногда свыше 20), с довольно большими промежутками, так что молодых кукушат можно найти в разные сроки лета. Яйца кукушки, по сравнению с ее величиной, очень малы и по своим размерам приближаются к яйцам птиц-хозяев. Они очень изменчивы по окраске, притом каждая самка кладет яйца только определенного цвета. Одна — голубые, подбрасывая их в гнезда с яйцами того же цвета, другая — серые, третья — пятнистые. Например, в гнезде садовой славки найдено было (в Московской области) сероватое яичко этой птички длиной 23,6 миллиметра и сероватое яйцо кукушки — 23,3 миллиметра; в гнезде конька три буроватых яичка этого вида и одно буроватое — кукушки, специализировавшейся по паразитизму у коньков. Но бывают нередко исключения, когда, например, в гнезде конька или славки оказывается голубое яйцо кукушки.

Птиц, выкармливающих своих птенцов зернами (дубоноса, зеленушку), кукушка не тревожит, но иногда делает ту ошибку, что подбрасывает яйца синицам в слишком узкие дупла, откуда ее большой птенец выбраться не может и должен погибнуть.

Поисками чужих гнезд и подбрасываниям в них своих яиц (обычно но одному, реже по два) ограничиваются все заботы самки кукушкой о потомстве. Согреваемый наседкой зародыш развивается очень быстро: кукушонок выходит из яйца через двенадцать с половиной дней насиживания, то есть несколько раньше, чем вылупляются птенцы большинства наших мелких птиц. Кукушонок обгоняет в росте птенцов приемных родителей; в его жизни это имеет большое значение. Через десять-двенадцать часов после вылупления из яйца у него начинает развиваться особая потребность выбрасывания из гнезда разных предметов, прикасающихся к спине (в голой коже спины кукушонка имеется много чувствительных нервных окончаний). Попадет на спину теплое яичко, в котором уже шевелится птенчик, — кукушонок поместит его в углубление на крестце и, придерживая крыльями, подползет к краю гнезда. Здесь, приподнявшись на ножках, упираясь головой в гнездо, голый, слепой разбойник резким толчком выбрасывает яйцо на землю. Так он поступает и с маленькими птенчиками. За первые три-четыре дня жизни, когда у кукушонка выражен этот рефлекс, птенец-приемыш успевает выбросить из гнезда все 5-10 яиц или птенцов своих хозяев. Мелких птенцов птицы кормят только в гнезде, поэтому все выброшенные детеныши погибают.

Если кукушка положит яйцо в гнездо с насиженной кладкой и кукушонок несколько отстанет в росте, то большинство птенцов или весь выводок остается в целости. Родителям стоит большого труда прокормить такую семью.

Кукушонок остается в гнезде около двадцати дней. Сперва он совершенно молчалив, позднее начинает громко пищать, непрерывно требуя корма. Пищит он и после вылета из гнезда, две-три недели пользуясь трудами приемных родителей. Странно бывает видеть большого, в рыжеватом оперении, хорошо летающего кукушонка, около которого неутомимо хлопочут две крошечные пеночки или мухоловки. Кукушонок в несколько раз больше их ростом, он разевает такой широкий рот, что, кажется, вот-вот проглотит птичку вместе с принесенными ею гусеницами. Бедной пеночке трудно дотянуться клювом до широкой глотки своего ненасытного питомца, — так превосходит он ее по росту. Иногда можно видеть, как птичка садится кукушонку на плечи и сверху торопливо сует ему корм, спеша за новой добычей.

Прожорливость подрастающей кукушки очень велика. Известен случай, когда молодая птица этого вида, выкормленная в клетке, съела за день 18 ящериц, 39 больших зеленых кузнечиков, 3 куколок бабочки “мертвая голова”, 43 капустных гусениц, 5 личинок майского жука, 4 пауков-крестовиков, 50 мучных червей и немалое количество муравьиных “яиц”.

Источник: http://www.ecosystema.ru