Глухая кукушка. Вид: Cuculus saturatus Blyth, 1843 = Глухая кукушка . Кукушки, кукушкообразные:Отряд: Cuculiformes = Кукушки, кукушкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Cuculus saturatus = Глухая кукушка

Вид: Cuculus saturatus Blyth, 1843 = Глухая кукушка

Читать : Из жизни обыкновенной кукушки ; Фото яиц обыкновенной кукушки ; Обыкновенная кукушка - гнездовой паразит ; Обыкновенная кукушка

Глухая кукушка Versiculus horsfieldi (Moore, 1857) – сравнительно интересная птица, которая широко распространена в России от Предуралья до Курильских островов в Тихом океане. Величиной и расцветкой оперения она чрезвычайно похожа на обыкновенную кукушку Cuculus canorus, за что на протяжении около ста лет орнитологи и не выделяли её в самостоятельный вид. Действительно, коллекционные экземпляры обыкновенной и глухой кукушек и сегодня с полной уверенностью трудно распознать. Это так называемые виды-двойники, не имеющие близкородственных связей. Их объединяет лишь внешнее сходство и гнездовой паразитизм. Всё остальное, включая особенности полёта, поведение, токование, гнездовую биологию и места зимовок, различно. Так, например, глухая кукушка улетает зимовать в Юго-Восточную Азию, а не в Африку, как обыкновенная кукушка. Весной с мест зимовок оба вида кукушек мигрируют навстречу друг другу и в центре России появляются одновременно к середине мая. А на Дальнем Востоке обыкновенная кукушка появляется значительно позже глухой кукушки на месяц-полтора.

Вид: Cuculus saturatus Blyth, 1843 = Глухая кукушка

Глухая кукушка любит таёжные дебри, сосновые боры и смешанные старые леса. Она избегает открытых мест, где обычно селится обыкновенная кукушка. Оно и понятно, само название птицы говорит о том, что она любит селиться в глуши. Да и голос у неё низкий, глухой. Токующий самец, сидя на вершине дерева, издаёт далеко слышимые звуки, вроде «тду-дуу…тду-дуу…тду-дуу…», похожие на стихотворные рифмы, откуда и происходит название рода Versiculus. А самка отвечает ему прозаическим квохтаньем. Участок самца включает два-три небольших участка самок. Последние на своих участках постоянно наблюдают за жизнедеятельностью самых маленьких в нашей фауне птиц – пеночек, чтобы отложить в их гнёзда свои яйца.

На просторах России основными воспитателями птенцов глухой кукушки являются пеночки Phylloscopidae. Так, на Алтае и в лесах Западной и Средней Сибири основным видом-воспитателем кукушки является сибирская теньковка Phylloscopus tristis, в Забайкалье – северная зарничка Reguloides inornatus, в Восточной Сибири и в Приморье – корольковая пеночка Reguloides proregulus, в лесотундрах Сибири и Сахалина – таловка Acanthopneuste borealis. В течение месяца самка глухой кукушки откладывает свои яйца по одному в два-четыре гнёзда воспитателей. Окраска яиц у всех видов пеночек более-менее однообразная: чисто-белая без рисунка или с рисунком из буроватых или красноватых пятнышек. Окраска яиц глухой кукушки копирует окраску яиц основного вида-воспитателя. Все пеночки хорошо принимают яйца глухой кукушки и, похоже, вообще безразлично относятся к окраске яйца вида-паразита. Форма яиц глухой кукушки не яйцевидная, а эллипсоидная. Яйцо паразита лишь несколько выделяется в кладке воспитателя большей величиной и бочёнкообразной формой.

Вид: Cuculus saturatus Blyth, 1843 = Глухая кукушка

Длительность инкубации составляет 11-12 суток. Кукушонок вылупляется из яйца голым, полость рта у него оранжевая, клювные валики чёрные, но в углах рта красно-оранжевые; параллельно клювным валикам в полости рта заметны чёрные полосы, кончик языка черноватый, чем хорошо отличается от птенцов других видов кукушек. Выбросив из гнезда воспитателей их яйца или птенцов, кукушонок остаётся в гнезде один. Через две недели он покидает тесное убежище и вскоре становится слётком. У слётка оперение на голове и зобе чёрное.

Вид: Cuculus saturatus Blyth, 1843 = Глухая кукушка

Глухая кукушка на сегодняшний день наименее изученный вид, хотя и распространена довольно широко, проникая в последние годы в европейскую часть России. Она подкладывает свои яйца в гнёзда-шалашики пеночек, расположенные укрыто как на земле, так и высоко на деревьях в еловых лапах. И чтобы обнаружить только одно яйцо кукушки требуется найти и проверить более десятка гнёзд известных воспитателей.

Во многих частях ареала глухой кукушки до сих пор не известны её экологические расы, так как ещё не найдены яйца и не изучена их окраска скорлупы.

Места зимовки глухой кукушки - Юго-Восточная Азия и Австралия.