Ширококрылая кукушка. Вид: Cuculus fugax Horsfield, 1821 = Ширококрылая кукушка. Кукушки, кукушкообразные:Отряд: Cuculiformes = Кукушки, кукушкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Cuculus fugax = Ширококрылая кукушка

Вид: Cuculus fugax Horsfield, 1821 = Ширококрылая кукушка

Читать : Из жизни обыкновенной кукушки ; Фото яиц обыкновенной кукушки ; Обыкновенная кукушка - гнездовой паразит ; Обыкновенная кукушка

Ширококрылая кукушка Hierococcyx fugax (Horsfield, 1821) по полёту, повадкам, окраске и осанке больше похожа на ястреба, чем на кукушку. У самцов грудь розовато-рыжая без пестрин, а у самок на брюшке продольные бурые пестрины; хвост тёмно-серый с поперечными чёрными полосами и рыжей полосой на конце. На вершине дерева кукушка обычно сидит вертикально столбиком. Токует как в полёте, так и сидя на вершине высокого дерева. Голос самца – всё возрастающее по тону и громкости протяжённое во времени и повторяемое несколько раз жужжание, вроде «жиу-ичи… жиу-ичи… жиу-ичи…», а ответный голос самки – внешне схожий, но непродолжительный и более низкий по тону.

Несмотря на сравнительно обширный ареал ширококрылой кукушки на Дальнем Востоке России, включающий территорию Приморья и юга Хабаровского края, биология размножения этого вида кукушки изучена орнитологами значительно меньше, чем у остальных видов кукушек России. По признанию хорошо известного орнитолога и исследователя Приморья Юрия Пукинского двадцать лет назад: «Трудно найти человека, которого не интересовали бы кукушки. Самая странная из них – ширококрылая. Она истошно вопит на всю тайгу, но люди о ней практически ничего не знают. Я много раз пытался выследить эту птицу, однако успеха не имел. Её яиц у нас, по-моему, ещё не находил ни один натуралист. В общем, пока это птица-загадка….»

Вид: Cuculus fugax Horsfield, 1821 = Ширококрылая кукушка

Это связано с тем, что основным видом-воспитателем ширококрылой кукушки в Приморье является синий соловей Larvivora cyane, гнёзда которого человеку трудно отыскать в таёжной глуши на земле. Лишь, благодаря другому виду-воспитателю ширококрылой кукушки – синей мухоловке Cyanoptila cyanomelana в заповеднике «Кедровая Падь», в июле 1970 года орнитологу Юрию Шибневу впервые удалось увидеть яйцо этой кукушки, а уже через неделю и самого кукушонка, появившегося из этого необычайно крупного яйца. К сожалению, кукушонок вскоре был кем-то похищен из гнезда, а эту довольно интересную находку приписали, как водится, обыкновенной кукушке.

Яйцо ширококрылой кукушки, пожалуй, самое крупное среди яиц других видов кукушек, населяющих просторы России. Окраска скорлупы, как у яиц синего соловья - светлая, голубовато-зелёная, но на некоторых яйцах имеется хорошо заметный рисунок в виде венчика из буроватых пятнышек, как на яйцах синей мухоловки. Форма яиц овально-эллипсоидная.

В гнезде синей мухоловки среди яиц хозяев яйцо ширококрылойкукушки заметно выделяется и размерами, и окраской, и формой, но для мухоловки это не имеет значения, и она заботливо высиживает столь необычное яйцо. Пройдёт пара недель и синие мухоловки уже кормят, заботятся и выхаживают птенца кукушки, пока тот не подрастёт и не оставит чужое гнездо.

А в это время над тайгой вновь и вновь разносятся столь непонятные и загадочные для людей голоса ширококрылых кукушек….