Аист Белый Ciconia ciconia.Род: Ciconia Brisson, 1760 = Аисты . Аисты, аистовые. Семейство: Ciconiidae Sundevall, 1836 = Аисты, аистовые. Голенастые, аистообразные:Отряд: Gressores (Ciconiiformes) = Голенастые, аистообра

Вид: Ciconia ciconia = Белый аист

Вид: Ciconia ciconia (Linnaeus, 1758) = Белый аист

Читать : Белый аист: Поверья и приметы

Аист принадлежит к тем немногим птицам, которые, хотя бы понаслышке или только по названию, известны всякому. Внешность аиста очень своеобразна. Аист не только не избегает человека, но ищет его соседства и даже стал в известном смысле его сожителем. В “диком” виде, то есть вдали от человека, аисты живут редко и чаще устраивают гнезда на крыше дома, избы, большого сарая, на деревьях в саду или в парке. Известны даже случаи гнездования на трубах заброшенных фабрик. Гнезда устраиваются не только в деревнях, но иногда и в городах, и притом довольно крупных, как, например, в Бухаре.

Человек нигде не преследует этой птицы; она всюду пользуется покровительством и очень доверчива. Аист занимается своими делами — высиживанием и кормлением птенцов, — не обращая никакого внимания на людей, находящихся от него в нескольких метрах, и становится немного осторожнее, лишь когда находится вдали от человеческого жилья. Однако и здесь можно видеть аиста в нескольких десятках шагов от работающих в поле людей.

Главное, что охраняет аиста, это, с одной стороны, несколько преувеличенное представление о приносимой им пользе, с другой — ряд поверий, которые во многих местах были связаны с этой птицей. Считалось, что аист “приносит счастье”, а если разорить его гнездо или убить птенцов, то он начинает мстить. В этих случаях он якобы приносит и бросает во двор ядовитых змей или даже сжигает дом, принося горящую головешку и бросая ее на соломенную крышу. Кое-где аиста считали “священной птицей”, и, по общему мнению, убийце аиста грозила скорая смерть.

Аисты прилетают небольшими группами, а чаще парочками. Нередко случается, что сначала прилетает один самец, который, немного оглядевшись и осмотрев старое гнездо, исчезает и через день-другой появляется, уже с самочкой.

Обязательным условием для жизни аиста, кроме наличия больших деревьев или построек, пригодных для устройства гнезда, является наличие в окрестностях влажных мест — мокрых лугов, болот или речной поймы с озерами.

Аист очень прожорлив и ест целый день, вылетая на охоту вскоре после рассвета и проводя на лугах и болотах большую часть времени. Лишь в период выкармливания птенцов он то и дело появляется у гнезда, неся своим вечно готовым есть детям то лягушку, то мышонка, то змею. Охотясь, аист медленно, без всякой суетливости, важно прохаживается по болоту, обследуя его во всех направлениях и проходя по одному и тому же месту несколько раз. Схватив что-нибудь крупное, например лягушку, он заглатывает ее, подняв клюв вверх. Змей он предварительно убивает несколькими ударами своего тяжелого клюва. Вторая птица обычно прохаживается где-нибудь неподалеку. Наевшись, аист отправляется на отдых и подолгу стоит почти неподвижно, забравшись куда-нибудь на дерево или на крышу, чаще же всего располагается на краю гнезда.

Летает аист очень хорошо и хотя взмахивает крыльями плавно и редко, но летит довольно быстро. Шею, в противоположность цаплям, он вытягивает вперед, ноги держит вытянутыми назад. Иногда аисты, как бы отдыхая, подолгу парят, почти не. шевеля крыльями, и могут на широких спиралях подняться на очень большую высоту.

Аист — птица безголосая, и единственный звук, производимый им, это громкий сухой треск, который он издает клювом.

С прилета птицы сразу принимаются за починку старого гнезда, несколько пострадавшего за зиму: таскают ветки, сучки и различный мягкий материал — траву, бумагу, тряпки и куски войлока, последний служит для выстилки лотка. Аисты гнездятся, в одном и том же гнезде многие годы подряд, и известны случаи, когда такое сооружение служило в течение многих десятилетий. От ежегодных починок и достраивания оно принимает огромные размеры, достигая в поперечнике почти 2 метров, имея в высоту до метра. Новые гнезда имеют меньшие размеры — обычно диаметр их ,не превышает метра.

Недели через две или три после прилета самка кладет в окончательно отделанное гнездо 3-4, иногда 5 яиц. Они белого цвета, покрыты зернистой, слегка блестящей скорлупой и имеют длину 67-75 миллиметров и в поперечнике от 52 до 56 миллиметров. Насиживание длится около месяца, причем, по-видимому, высиживает только самка; но есть сведения, что в этом принимают участие оба родителя. Во всяком случае, гнездо в это время не оставляется без охраны, и одна из птиц все время держится около.

После вылупления птенцов все усилия стариков сводятся к тому, чтобы накормить своих детей, которые очень прожорливы и все время требуют пищи. Родители от зари до зари беспрерывно летают от гнезда к болоту и обратно, таская детям лягушек, ящериц, птенцов и змей.

Родители проявляют по отношению к своему потомству очень большую заботливость и, пока дети малы, совершенно не оставляют их одних. Если один из стариков отправился на охоту, то другой в это время всегда находится в гнезде, готовый защитить своих детей и следить, чтобы они не выпали. Аисты очень враждуют с кошками, и горе той, которая неосторожно появилась днем на крыше вблизи гнезда. Ударами клюва птица наносит тяжелые раны, и если кошка не успела скрыться после первого нападения, то обычно бывает сброшена с крыши. Когда птенцы несколько подрастут, старики понемногу начинают оставлять их одних и отправляются на охоту одновременно. Это становится даже необходимым, так как дети день ото дня требуют все больше пищи.

При такой заботливости и любви к детям представляется в высшей степени странным, что аисты иногда выбрасывают из гнезда одного из птенцов, осуждая его на гибель. Что дело идет не о случайно выпавшем птенце, подтверждается тем, что всякие попытки вернуть его в гнездо бывают неудачны: старики снова выкидывают почему-то не понравившегося им птенца. Чем это объясняется — сказать трудно. Возможно, что родители поступают так при недостатке пищи, когда выясняется, что выкормить весь выводок им не до силам. Думают также, что выбрасывается птенец хилый и слабый, отстающий в росте от своих братьев, или больной. Оба эти объяснения весьма правдоподобны. Иногда случается, что аисты не выбрасывают птенца, но убивают и съедают его. Также известны случаи поедания яиц.

В возрасте двух или двух с половиной месяцев птенцы по величине уже мало отличаются от родителей и начинают учиться летать. По многу раз в день, стоя на гнезде, они принимаются махать крыльями. Вскоре выводок докидает гнездо и начинает вести кочевую жизнь. Молодые под водительством стариков обучаются самостоятельно добывать пищу и распознавать своих врагов и вообще вооружаются житейским опытом.