Каравайка. Вид: Plegadis falcinellus (Linnaeus, 1766) = Каравайка. Ибисы, ибисовые. Семейство: Threskiornithidae Poche, 1904 = Ибисы, ибисовые. Голенастые, аистообразные:Отряд: Gressores (Ciconiiformes) = Голенастые, аистообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Plegadis falcinellus (Linnaeus, 1766) = Каравайка

Род: Plegadis Kaup, 1829 = Каравайки

Читать : Каравайка

ФотоВид: Каравайка

Ареал обитания: Редкий вид с сократившейся численностью.

Длина крыла 265-305 мм. Обитает на водоемах степной зоны.

Распространение. В России в настоящее время гнездится в пойме Бейсуга (Восточное Приазовье), на Пролетарском водохранилище, в дельтах Волги и Терека, на Состинских озерах Калмыкии (1 - 5).

За пределами России гнездится в ряде районов Северного Причерноморья, в Азербайджане, Туркмении , вероятно, сохранилась в Казахстане. Широко распространена в Северной и Южной Америке, в тропических и субтропических частях Африки и на Мадагаскаре, в большинстве южноевропейских стран, в странах Передней Азии и Юго-Восточной Азии (6).

Общие контуры ареала не претерпели изменений, но его внутренние "пятна" заметно уменьшились в размерах. Вид исчез из устя Дона, водоемов Западного Маныча, Волго-Ахтубинской поймы,Узеней. В большинстве других районов занимаемые пространства и общая численность существенно сократились.

Гнездится на озерах, в поймах и дельтах рек с труднодоступными крепями тростника, отдавая предпочтение зарослям с включениями ивняков. Гнездовые стации - ветвистые (средневозрастные) заросли ветлы и кустарниковой ивы, реже - тростниковые заросли. Кормовые стации - открытые мелководья с илистым дном, полуспущенные водохранилища, лиманы, рисовые поля, нередко удаленные от мест гнездования. Фото

Число пар в гнездовых колониях каравайки колеблется от нескольких единиц до нескольких сотен и даже тысяч. Чаще всего она селится в смешанных колониях с голенастыми и бакланами.

Летне-осеннее и зимнее размещение имеет следующие особенности. С подъемом на крыло для каравайки характерны массовые откочевки, особенно из районов гнездования, где нет богатых кормом угодий. Птицы крупными стаями отлетают как в сторону будущих мест зимовок, так и на значительные расстояния в противоположном направлении. Например, из дельты Днестра и Днепра большое число караваек откочевывают в Восточное Приазовье, где они держатся оставшуюся часть лета и начало осени. Затем как местные, так и прикочевавшие птицы следуют из Приазовья на запад - через Северное Причерноморье, дельту Дуная, Балканский полуостров - до основных зимовок, расположенных в Западной Африке. Дагестанские каравайки, после кочевок на север (до дельты Волги), мигрируют вдоль западного побережья Каспия и зимуют в Ираке (7) . Каравайки, гнездящиеся в дельте Волги, через побережья Каспийского и Аральского морей отлетают на зимовку в Индию. Птицы, гнездящиеся на Западном Маныче, встречаются осенью в Восточном Приазовье и, вероятно, мигрируют на зимовки также в западном направлении (7, 8) .

Численность. До середины ХIХ в. каравайка была обычным, а местами многочисленным видом. Депрессия популяций произошла на границе ХIХ и ХХ вв., восстановление численности наблюдалось в конце 30-х - конце 40-х гг. С середины 60-х гг. вновь наблюдается падение численности.

В дельте Волги восстановление численности каравайки началось в конце 20-х гг., после организации Астраханского заповедника. К середине 30-х гг. в заповеднике гнездилось уже 3 тыс. пар этих птиц. В 1945 г. численность каравайки здесь достигла 5 тыс. пар, но уже к 1955 г. она сократилась до 3,5 тыс. пар. В 1968 г. в дельте Волги гнездилось 2,3 тыс. пар караваек, в 1974 и в 1980 гг.- 4,5 тыс. пар (9 - 11). В дельте Терека высокая численность вида наблюдалась до начала 50-х гг., позднее, по мере освоения водоемов, она сильно сократилась. В 1971 - 1975 гг. здесь гнездилось 400 - 450 пар караваек (1, 3). В Восточном Приазовье современная численность гнездящихся караваек, по сравнению с 50-ми гг., изменилась незначительно и составляет ориентировочно 1 тыс. гнездящихся пар. В конце июля на лиманы Восточного Приазовья прикочевывает огромное количество караваек из дельты Дуная, Днестра и, вероятно, других районов. Численность этих птиц составила: в 1971 г.- 10,0 тыс., в 1972 - 15 тыс., в 1976 - 25 тыс., в 1977 г. - 30,0 тыс. особей. В настоящее время каравайка в небольшом количестве гнездится на Пролетарском водохранилище (до 100 пар) и единично - на Состинских озерах (2, 4, 5).

Общая численность караваек, гнездящихся на территории России, в настоящее время составляет около 6.6 тыс. пар, с приплодом - около 27 тыс. особей, а с прикочевывающими в конце лета из других районов - не менее 35 - 50 тыс. особей.

Лимитирующие факторы. На темпах прироста численности существенно сказываются репродуктивные показатели. В кладках обычно 4 яйца, несколько реже - 3 и еще реже - 5. В некоторых районах (дельта Терека) много кладок гибнет от летних паводков и во время нагонных ветров.

Численность вида лимитируется также особенностями питания. Каравайка питается личинками насекомых (особенно птенцы) и самими насекомыми: мухами, прямокрылыми, водолюбами, жуками-плавунцами; иногда поедает лягушек и головастиков, мальков рыб.

С середины ХХ в. зарегулирование стока рек и массовый забор воды на орошение сократили площадь местообитаний вида. По этой же причине снижение стока аллювия уменьшило темпы прироста суши дельт и площадей ивняков - гнездовых стаций. За это же время усилились освоение водных угодий и фактор беспокойства в гнездовой период.

Меры охраны. На территории России охота запрещена. Целесообразно сохранить наиболее ценные водоемы засушливых территорий путем правильного использования стока воды. Следует создать здесь мелководные участки акватории. В дельтах рек необходимо запретить рубки леса в местах расположения колоний караваек и расширить объем лесовосстановительных работ. Необходимо организовать заказник областного значения в пойме Бейсуга и республиканский заказник в дельте Терека, а в местах появления новых колоний - сезонные заказники с режимом, исключающим всякую хозяйственную деятельность в весенне-летний период.

Источники информации: 1. Бондарев, 1975; 2. Падутов, Савицкий, Аршиев, 1975; 3. Пишванов, 1975; 4. Казаков, Ломадзе, Гончаров, 1981; 5. Казаков, Ломадзе, Языкова, 1981; 6. Спангенберг, 1951а; 7. Кищинский, 1978; 8. Олейников и др., 1975; 9. Кривенко, 1975; 10. Кривоносов, Гаврилов, 1981; 11. Гаврилов (личн. сообщ.). Составитель: В. Г. Кривенко.