Колпики, колпицы. Род: Platalea Linnaeus, 1758 = Колпики, колпицы. Ибисы, ибисовые. Семейство: Threskiornithidae Poche, 1904 = Ибисы, ибисовые. Голенастые, аистообразные:Отряд: Gressores (Ciconiiformes) = Голенастые, аистообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Platalea = Колпики, колпицы

Род: Platalea Linnaeus, 1758 = Колпики, колпицы

Читать : Колпица обыкновенная

ФотоКОЛПИЦА (Platalea leucorodia)

Полевые признаки. Белая птица размером с цаплю. Клюв широкий и плоский, темно-бурый с желтоватым концом, расширяется на конце в виде лопатки. Ноги черные. У взрослых — желтоватый хохол, свисающий на спину (у самки он короче). У молодых нет хохла, клюв свинцового цвета, однотонный. В полете колпица то быстро машет крыльями, то держит их неподвижно; ноги вытянуты назад, шея слегка изогнута книзу. Может парить. Молчалива. Не особенно осторожна (Сыроечковский, Рогачева, 1980; 1995).

Распространение. Преимущественно южно-азиатский вид. В степной части края изредка встречалась во 2-й половине XIX в. П.П. Сушкин (1938) считал, что она гнездится в устье р. Абакан, хотя и не каждый год: в июне 1878 г. здесь была добыта взрослая птица, а в августе — молодая, недавно оставившая гнездо; в июне 1892 г. колпицу встретили в низовьях р. Тубы. Ближайшие современные гнездовья колпицы находятся в Туве.

А.Я. Тугаринов (1916) нашел колпицу на берегу Убсу-Нура, где пара этих птиц постоянно прилетала кормиться на болотистый берег озера. ФотоПо собранным сведениям, эта птица встречалась на Хемчике около устья р. Чадан. Самка была добыта А.П. Ермолаевым 9.07.1918 г. на р. Уюк (Кожанчиков, Герасимов-Морачинский, 1923). Позднее А.И. Янушевич (1952) получил от охотника лапы, клюв, крылья колпицы, добытой на р. Чадан, этот же охотник сообщил о встрече в том же году (18.07.1947 г.) еще трех пар (Баранов, 1991).

В последние десятилетия колпица не встречалась в Центральной Тувинской котловине (Баранов, 1991).

Южнее хребта Танну-Ола этот вид был найден на небольшом соленом озере в окрестностях с. Бай-Даг. Здесь была добыта 21.07.1957 г. молодая колпица (Спасский, Сонин, 1959). Эти же авторы в конце июля наблюдали колпицу в среднем течении р. Нарын-Гол Тес-Хемского района. В июле 1958 г. на оз. Торе-Холь Эрзинского района неоднократно отмечали колпиц парами и одиночными птицами (Флинт, 1962). А.П. Савченко и В.И. Емельянов (1984), проводившие орнитологические работы на оз. Торе-Холь с 28 августа по 25 сентября 1980 г., отмечают, что колпица на Торе-Холе встречается редко. За время наблюдений только одна птица пролетала 30 августа на юго-запад. Несколько позднее (10.05.1982 г.) была добыта взрослая птица, а 18 мая — молодая прошлого года (коллекция Красноярского госуниверситета) (Баранов, 1991). Три птицы отмечены весной 1982 г. на оз. Торе-Холь, пара птиц и две одиночные встречены 25 апреля и 8 июня 1980 г. на оз. Убсу-Нур (Савченко и др., 1986). Фото

В июне 1980 г. в течение длительного пребывания на оз. Убсу-Нур неоднократно наблюдались пара колпиц и одиночные птицы, кормящиеся по мелководным с илистыми берегами озерам и на мелких лагунных озерках, заросших тростником (Баранов, 1991).

Имеющиеся данные позволяют предположить гнездование колпицы на оз. Убсу-Нур и в отдельные годы на оз. Торе-Холь Эрзинского района, другие встречи являются трофическими перемещениями вида, и характер пребывания колпицы в этих местах остается невыясненным (Баранов, 1991).

Места обитания. Крупные степные водоемы с мелководьями и сплошными зарослями тростника, камыша и ив, разливы рек, редко посещаемые человеком. Таких водоемов, не вовлеченных в интенсивное хозяйственное освоение, на юге края практически нет, и гнездование на них колпицы, видимо, невозможно без специальной охраны (Сыроечковский, Рогачева, 1995).

Размножение. Гнездится колониально: образует самостоятельные колонии или — чаще — присоединяется к колониям других птиц, обычно цапель. Гнезда на заломах прошлогоднего тростника, реже на деревьях в затопленных ивняках, на высоте до 5 м. Гнезда в колонии иногда располагаются совсем близко одно к другому, так что на одной большой куче стеблей и листьев тростника могут насиживать по 2-3 птицы. Кладка — 3-4, редко 5 яиц, белых с мелкими красноватыми пятнами на тупом конце (Сыроечковский, Рогачева, 1995).

Питание. Личинки водных насекомых, моллюски, небольшие лягушки, мелкая рыба. Характерно поведение колпиц во время кормежки: птицы выстраиваются косой линией и медленно движутся против течения, опустив клюв в воду и производя им широкие движения из стороны в сторону, напоминающие движения косарей. В стоячей воде птицы кормятся разрозненно и «строя» не соблюдают (Сыроечковский, Рогачева, 1995).

Численность. Численность в крае нулевая. Если колпица была редка в конце прошлого века, то тем более мало шансов встретить ее сейчас, хотя залеты ее из Тувы или с Зайсана возможны (Сыроечковский, Рогачева, 1995).

В 1989 г. на оз. Торе-Холь было учтено: 4.05 — 8 колпиц, 1.06 — одиночная птица, 3.06 — пара колпиц. Общая численность колпицы в Туве составляет не более 20-25 особей (оз. Торе-Холь и Убсу-Нур — территория РФ) (Баранов, 1991).