Красноногий ибис (японский).Вид: Nipponia nippon = Красноногий (японский) ибис . Ибисы, ибисовые. Семейство: Threskiornithidae Poche, 1904 = Ибисы, ибисовые. Голенастые, аистообразные:Отряд: Gressores (Ciconiiformes) = Голенастые, аистообразные: биология, экология, раз

Род: Nipponia Reichenbach = Красноногие (японские) ибисы

Вид: Nipponia nippon = Красноногий (японский) ибис

Красноногий (японский) ибис - исчезающий вид, относящийся к I категории. Вид находится под угрозой полного исчезновения. Ареал обитания красноногого ибиса на территории России: здесь, очевидно, вид уже не гнездится. Красноногий (японский) ибис внесен в международную Красную книгу МСОП.

В настоящее время на территории России, ибис видимо, исчез. А высказанные предположения о возможном гнездовании в пограничных районах Нижнего Приамурья к настоящему времени не подтверждено фактическими данными. Сейчас японский ибис гнездится только в Китае на хребте Циньлинь. А вот былой гнездовой ареал красноногого ибиса охватывал Восточную Манчжурию, Приморье, восточные провинции Китая, Корею и Японию. Во второй половине ХIХ в. красноногий ибис еще гнездился на оз. Ханка и по р. Уссури. Его гнезда были найдены на реках Илистая и Сунгач. В 1917 г. ибисы гнездились у деревни Новорусановки близ оз. Ханка, в качестве редкой птицы встречались в районе устья Уссури. Несколько ранее вид отмечался в Зейско-Буреинской низменности (1, 2). Фото

Гнезда красноногих ибисов располагались на деревьях на высоте 15 - 20 м, как правило, в высокоствольных рощах, до середины ХIХ в. широко распространенных по долинам рек Приморья (1) .

На пролете регулярно встречался в Южном Приморье и всегда был редок. Возможно, иногда здесь зимовал.

Длина крыла 486-410 мм.

Численность. Н. М. Пржевальский во время путешествия по Уссурийскому краю в 1868 - 1869 гг. на р. Илистая встречал ибисов ежедневно, а численность гнездящихся на р. Сунгач птиц оценивал в пределах 20 пар. В Ханкайском бассейне в конце 20-х гг. текущего столетия держалось не более 20 территориальных пар. На р. Сунгач в эти же годы даже в период пролета отмечалось не более 2 - 3 десятков красноногих ибисов. Последние достоверные встречи на Дальнем Востоке относятся к концу восмедесятых годов. В настоящее время численность красноногих ибисов в мире составаляет около 40 особей и несколько пар в зоопарках Китая и Японии. Фото

Лимитирующие факторы. С ростом населения края, вырубкой гнездовых деревьев, осушением и распашкой болот, а также с усилением браконьерства процесс исчезновения вида ускорился. Местные жители всегда употребляли ибисов в пищу, и ни один охотник не упускал случая выстрелить в этих птиц.

Меры охраны. Вид внесен в Приложение I к Конвенции СИТЕС. В настоящее время важнейшими мерами являются тщательная охрана уцелевшей группы птиц и искусственное разведение.

Источники информации: 1. Шульпин, 1936; 2. Воробьев, 1954; 3. Панов, 1973; 4. Красная книга СССР, 1978; 5. Росляков, 1977. Составитель: Е. С. Гусаков.

Читать: Красноногие (японские) ибисы