Австралийский журавль, бролга.Вид: Grus rubicundus = Австралийский журавль, бролга. Журавли, журавлеобразные:Отряд: Gruiformes = Журавли, журавлеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Grus rubicundus = Австралийский журавль, бролга

Вид: Grus rubicundus = Австралийский журавль, бролга

Описание

Крупная птица ростом около 161 см, размахом крыльев 180 см и весом 6 кг. Внешне напоминает журавля индийского, но в отличие от него слегка темнее и меньше. Лицо, щёки и горловой мешочек кораллово-красные либо ярко-оранжевые. На макушке перья отсутствуют, кожа в этом месте выглядит зеленовато-серой шапочкой. Глаза оранжевые или жёлто-оранжевые. Клюв довольно длинный, серый. Оперение туловища голубовато-серое за исключением маховых перьев крыльев: перья первого порядка почти чёрные, а второго порядка серые. Маховые перья второго порядка сильно удлинены и закрывают хвост, образуя нечто наподобие шлейфа. Ноги длинные, чёрные.

Половой диморфизм (видимые различия между самцом и самкой) не выражен, хотя самцы выглядят слегка крупнее. У молодых птиц голова полностью покрыта рыжими либо серыми перьями. Глаза у них карие, и только через 2-3 года приобретают оранжевый цвет.

Распространение Фото

В настоящее время обитает на севере и востоке Австралии, а также на небольшой территории в Новой Гвинее. Ранее ареал журавля охватывал гораздо большую площадь, распространяясь почти по всему континенту за исключением пустынных и горных районов южной и центральной части материка. Однако его распространение на севере и западе в последние годы заметно увеличилось, что связывают с его переориентацией на питание зерном.

Ведёт оседлый образ жизни, хотя может кочевать в пределах ареала в зависимости от сезона и погодных условий. В засушливый сезон птицы концентрируются вдоль побережных пресноводных болот, где они питаются клубнями китайского водяного ореха (Eleocharis dulcis). Во влажный сезон рассеиваются к местам гнездовий, которые устраивают в районах пресных либо солоноватых болот, влажных лугов или других заболоченных территорий.

В конце XIX века останки австралийского журавля были случайно обнаружены в районе Якутска — каким образом он туда попал, до сих пор является загадкой для орнитологов. В настоящее время эти останки хранятся в Зоологическом музее московского университета. [1]

Воспроизводство

На севере Австралии период размножения связан в основном с дождливым сезоном и начинается в ноябре-декабре, когда уровень воды в озёрах и заболоченных территориях повышается. ФотоВ южных районах материка размножение не связано с какими-либо климатическими условиями. Перед размножением журавли рассеиваются, выбирая себе подходящее место для будущего гнезда. Как и у других видов журавлей, самец и самка австралийского журавля помечают свою территорию характерным пением, которое обычно издаётся с запрокинутой головой и представляет из себя череду сложных протяжных мелодичных звуков. При этом самец всегда расправляет крылья, а самка держит их сложенными. Кроме того, действо сопровождается характерными танцами самца и самки, которые включают в себя подпрыгивание, хлопанье крыльями, подбрасывание веточек и наклоны. Хотя танцы больше всего ассоциируются с ухаживанием, считается что они являются обычным проявлением поведения журавлей и могут играть роль успокающего фактора при агрессии, снятия напряжения или усиления супружеской связи.

Гнездо большое, до 1.5 м в диаметре; строится в заболоченной местности с густой растительностью из стеблей осоки, тростника и другой травы, скреплённых илом, и представляет из себя большую кучу с небольшим углублением наверху. Кладка (на севере в январе-марте) обычно состоит из двух нежно-кремовых яиц с бледными светло-коричневыми пятнами 9.1 х 6.3 см и весом около 198.6 г. [2] Инкубационный период длится 28-31 день, оба родителя участвуют в насиживании, хотя большую часть времени в гнезде проводит самка. Основную функцию по охране территории выполняет самец. Вылупившиеся птенцы становятся на крыло примерно через 100 дней.

Питание

Австралийские журавли всеядны - питаются как растительной, так и животной пищей. Основной рацион в засушливый сезон составляет китайский водяной орех (Eleocharis dulcis). Кроме того, они питаются корневищами других водных растений, зерном, наскомыми, моллюсками, ракообразными и лягушками.

ЖУРАВЛЬ АВСТРАЛИЙСКИЙ (Grus rubicundus) очень похож на своего индийского собрата. Он лишь немного помельче, потемнее, да голый участок кожи на голове не заходит на шею. Сходство так велико, что даже опытные орнитологи долгое время не могли обнаружить, что в Северном Квинсленде живет не австралийский журавль, а восточный подвид индийского, хотя птиц там ученые наблюдали постоянно. Австралийский журавль еще сравнительно недавно населял почти всю Австралию и Новую Гвинею, за исключением пустынных и горных районов. В настоящее время он вытеснен со своих коренных мест обитания мелиорацией и фермерством. Кроме того, в ряде провинций фермеры, пытаясь предотвратить наносимый журавлями ущерб на нолях, специально травили их ядами. Сейчас вся оставшаяся популяция птиц держится в приморской полосе по северному побережью континента. Настоящих миграций австралийский журавль не совершает, однако во время сухого сезона, с июня по декабрь, птицы концентрируются в наиболее увлажненных районах. С наступлением периода дождей они снова рассредоточиваются по всей приморской полосе. Гнездовые биотопы австралийского журавля — обширные заболоченные низины, частично залитые водой, частично заросшие осокой, тростником и другими растениями. Он не имеет четко выраженного периода размножения, однако основная масса птиц гнездится с наступлением сезона дождей, когда после засухи болота заполняются водой. Гнезда австралийские журавли строят обычно на небольших плоских возвышениях среди воды, часто довольно открыто. Материал для гнезда — стебли осоки и тростника, скрепленные нередко илом. Одно и то же гнездо может использоваться птицами несколько лет подряд. Полная кладка состоит из 2 яиц, однако бывают кладки и в 3 яйца. Как и у индийского журавля, яйца светлые нежно-кремовые с неясными светло-коричневыми пятнами, но несколько более округлые, нежели у индийского журавля. Интересно, что в случае гибели кладки от хищников, самка часто откладывает повторную, ноне в 1, а до 4 яиц. У других видов журавлей такого явления не прослежено. Семья, состоящая из родителей и молодых птиц, не распадается в течение года, а то и двух. Основную пищу австралийских журавлей, как и индийских, составляют корневища и клубни водных и околоводных растений, которые птицы выкапывают из грунта, часто с довольно большой глубин). Не пропускают они случая схватить и водных животных — мелких рыб, земноводных, жуков, рачков, моллюсков. Австралийские журавли нередко вылетают кормиться на поля пшеницы и кукурузы или на рисовые чеки. Местами австралийские журавли наносят довольно существенный ущерб местным фермерам. Австралийский журавль находится под охраной австралийского правительства, и несмотря на сравнительно невысокую численность непосредственная опасность ему не угрожает.

http://www.floranimal.ru ; http://ru.wikipedia.org