Обыкновенная дрофа. Otis tarda Linnaeus = Обыкновенная дрофа. Дрофа. Дрофиные. Семейство: Otididae = Дрофиные. Журавли, журавлеобразные:Отряд: Gruiformes = Журавли, журавлеобразные: биология, экология, размножение, поведение,

Вид: Otis tarda Linnaeus = Обыкновенная дрофа

Отряд: Gruiformes = Журавли, журавлеобразные

Подотряд: StruthOtides = Дрофы

Семейство: Otididae = Дрофиные

Род: Otis Linnaeus = Обыкновенные дрофы

Вид: Otis tarda Linnaeus = Обыкновенная дрофа

Читать : Обыкновенная дрофа

Обыкновенная дрофа

СТАТУС. Малочисленные виды (II категория)

Ареал обитания

Редкий вид, численность которого быстро сокращается по всему ареалу. Длина крыла 590-700 мм. Зона степей.Фото

Распространение. Вид представлен двумя подвидами: европейским - О. tarda tarda и восточным - О. tarda dybowskii.В наcтоящее время распространение дрофы европейского подвида в России носит характер изолированных очагов в пределах прежнего ареала. Самый западный участок находится в районе Донецкой гряды и Донецкого кряжа (на стыке Воронежской и Ростовской областей и прилегающих районов Украины). С наибольшей плотностью дрофы населяют степные территории Нижнего Поволжья, особенно в их заволжской части. Далее на юг изолированное пятно этого же участка ареала лежит в степях Сало-Манычской гряды и Манычской депрессии (Калмыкия и северо-восток Ставрополья). Еще южнее небольшая популяция дроф населяет предгорные степи восточного Предкавказья (Чечня и Ингушетия) . Довольно крупный участок ареала дрофы расположен в степях Северного Прикаспия и Южного Приуралья (Оренбургская обл., а также Уральская и Актюбинская области Казахстана). Угасающая популяция дрофы обитает в степях Предалтайской равнины Алтайского края (1 - 4).

В других республиках СССР дрофа европейского подвида сохранилась в небольшом количестве на Украине - в Крымской, Херсонской и Николаевской областях; в Казахстане - в Кустанайской, Тургайской, Восточно-Казахстанской, Талдыкурганской и Семипалатинской областях.

Вне пределов СССР дрофа встречается в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии, Австрии, Германии, а малочисленные локальные популяции также в Румынии и Югославии. Более обширные площади дрофы занимают в Испании и Португалии, сохранились они также в Турции и Иране (5, 6, 10, 11). Фото

Восточный подвид дрофы - О. t. dybowskii - населяет в России южную, степную часть Тувинской котловины, степные равнины Даурии (Читинская обл.) и лесостепные долины Бурятии. Восточное пятно ареала этого подвида находится на западе Зейско-Буреинской равнины (Амурская обл.). Однако основная часть его ареала расположена в степях Монголии и Северо-Восточного Китая.

Ареал дрофы сильно сократился. В начале ХХ в. ареал европейского подвида был практически сплошным и занимал всю зону степей Европы и Азии, на восток до Алтая, а также значительную часть лесостепи и большие территории в пределах лесной зоны. Сейчас он представлен несколькими различными по площади очагами, населенными изолированными друг от друга гнездовыми популяциями.

Дрофа предпочитает степные угодья, но охотно гнездится на залежах и даже на пашнях, если их обрабатывают не более одного раза в год. В период развития залежной системы земледелия дрофа заселила многие районы в пределах лесной зоны. В пустынях и даже полупустынях этот вид на гнездится. Даже в благоприятных биотопах дрофы заселяют территорию неравномерно, особенно в условиях интенсивного сокращения местообитаний вида. Гнездящиеся пары образуют отдельные группы, в которых плотность населения достигает 4 - 5 гнезд, а иногда 8 - 16 гнезд на 100 га (4). Расстояние между гнездами составляет иногда всего 35 - 40 м. Взрослые птицы с выводками на протяжении многих недель могут жить на участках площадью от 5 до 20 га (7) .

Зимуют дрофы в приморских областях Украины, включая Крым, в восточном Предкавказье (Калмыкия, Чечня, Ингушетия, Дагестан). Раньше они были обычны на Кура-Араксинской низменности. В небольшом количестве проводят зиму на юге Средней Азии, регулярно зимуют в Турции, Иране и Пакистане. Большая часть популяций дрофы в Центральной и Западной Европе оседлы, но часть птиц откочевывает в Испанию и на северный берег Африки (Марокко). Дрофы восточного подвида отлетают из пределов России в Монголию и Китай.

Численность. В пределах всего ареала численность дрофы неуклонно снижается. Этот процесс отчетливо заметен с начала столетия, но особенно усилился в 50 - 60-х гг. Общее поголовье вида сократилось в десятки раз, а на обширных территориях дрофы исчезли совсем. Современная численность вида (без молодняка данного года) в России составляет ориентировочно около 2,7 тыс. птиц. Количество птиц европейского подвида в пределах всего его ареала достигает 13,3 тыс.

За последние десять лет (с 1971 по 1980) общее число дроф сократилось: в России - на 27%,в Казахстане и на Украине - более чем на 90%, в целом в бывшем СССР - на 65% (европейский подвид - 61%, восточный - 82%), а для всего ареала европейского подвида примерно на 50%. Снижение количества птиц наблюдается во всех странах, кроме Венгрии, где численность дроф за этот период возросла благодаря осуществлению активных мер по их охране.

Изменение численности отдельных географических популяций дроф в России за последнее десятилетие проходило различно. Центрально-черноземная популяция уменьшилась с 240 до 80 особей, южноприуральская и североприкаспийская - с 400 до 260. В популяции дроф Нижнего Поволжья учтено 2150 птиц вместо 1500. Сильно уменьшились популяции минусинско-тувинская - с 600 до 50 и забайкальско-амурская - с 1050 до 250 птиц. Катастрофически сократились популяции дроф за этот же период в республиках бывшего СССР: причерноморская - с 300 до 60, центральноказахстанская - с 1250 до 100, восточноказахстанская - с 100 до 20 птиц (1, 2, 4, 5, 8). В дру- гих частях ареала вида численность дрофы за 10 лет сократилась на 30 - 90% и лишь в Венгрии увеличилась на 42% (6, 9, 12).

Лимитирующие факторы. Основная причина резкого снижения численности вида - повсеместное ухудшение, а местами и полное исчезновение пригодных биотопов. Сплошная распашка степей, на месте которых возникли огромные массивы полей, и интенсивный выпас скота на немногих сохранившихся пастбищах лишили дроф угодий, пригодных для гнездования. Возникновение густой сети автомобильных дорог с оживленным движением транспорта усилило фактор беспокойства. Многократная обработка полей, при которой вспугивают с гнезд насиживающих самок, вызывает гибель кладок, которые расклевывают следующие за трактором грачи, под машинами часто гибнут птенцы. Применение пестицидов не только вызывает иногда отравление птиц, но и лишает их животных кормов (насекомых). Названные причины снижают численность дроф и приводят к сокращению их ареала.

Сохранившиеся участки ареала, как правило, приурочены к засушливым районам степей с преобладанием солонцеватых почв. Уже осуществляются программы создания оросительных систем с целью освоения засушливых территорий. Одна из таких систем помогла оросить и распахать степи Причерноморья, после чего исчезла местная популяция дроф. Начаты работы по орошению засушливых районов Заволжья, которые сейчас населяет самая крупная гнездовая популяция дроф в России. Разрабатываются и частично осуществляются проекты включения в пахотный клин солонцеватых почв.

Таким образом, в скором времени последними пристанищами дроф останутся небольшие по площади участки, которые по разным причинам непригодны для земледелия. Это - местности с расчлененным рельефом, участки, изолированные от основных пахотных массивов, территории с малоплодородными почвами и массивы песков, не полностью занятые лесными посадками. Вследствие того что дрофы не совершают дальние сезонные миграции, в суровые зимы они нередко попадают в трудное положение - сплошной cнежный покров, гололед и обмерзание перьев нередко вызывают гибель птиц. Численность дроф лимитируется также низким коэффициентом воспроизводства их популяций. В одной из наиболее благополучных популяций (в Венгрии) взрослые самцы составляют 22%, полувзрослые самцы - 17, самки - 39, а молодые птицы, пол которых трудно определить в природе, всего 22%. Такая структура населения вида обязана поздней половозрелости птиц и высокому проценту гибели кладок (до 80%). Меры охраны. На территории России охота на дрофу запрещена. Вид внесен в Приложение I к Конвенции СИТЕС. Сохранившиеся места обитания дроф малы по площади и разбросаны на большой территории, что затрудняет включение их в состав специальных заповедников. Необходимо взять под особую охрану все участки, на которых сохранились гнездовья дроф, и присвоить им статус заказников строгого режима с сохранением природы этих биотопов. При использовании их природных ресурсов следует соблюдать допустимые нормы и сроки выпаса скота, а также установленное время сенокошения, не допускать пребывание людей в местах расположения гнезд и ограничить движение автотранспорта по близко проходящим дорогам, предусматривать специальные правила проведения сельскохозяйственных работ, регулировать численность грачей и ворон в районах гнездования дроф. Созданы два опытных дрофиных заказника: в Саратовской обл. и в Бурятии. Надежду на успех упомянутых мер вселяет значительное постоянство мест гнездования дроф, участков, где они проводят трудный для них период линьки маховых перьев, и мест, которые посещают зимой. Это делает перспективным проведение биотехнических мероприятий, направленных на повышение продуктивности дрофиных угодий (4, 7) .

В районах гнездования дроф, в Венгрии, Австрии, Германии и Польше, созданы специальные станции, которые занимаются инкубацией яиц из брошенных кладок и выращиванием птенцов с последующим выпуском их в природу в том возрасте, когда они становятся способными к полету. Эффективность этого мероприятия проверена на практике.

Источники информации: 1. Исаков, 1974; 2. Кандауров, 1981; 3. Близнюк и др., 1980; 4. Хрустов, Мойсейкин, 1981; 5. Болденков, Крайнев, 1977; 6. Cramp, 1980; 7. Sterbetz, 1976; 8. Кельберг, Смирнов, 1980; 9. Collar, 1979; 10. Glutz, 1973; 11. Graczyk, 1980; 12. Hellmich, 1980. Составитель: Ю. А. Исаков.