Трехперстки. Семейство: Turnices = Трехперстки. Журавли, журавлеобразные:Отряд: Gruiformes = Журавли, журавлеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Turnices = Трехперстки

• Вид: Turnix varia = Расписная трехперстка
  • И другие виды.

Трехперстки

Читать : Журавли, журавлеобразные

Трехперстки, 15—17 видов, живут на юге Испании, в Южной Азии, Австралии, на некоторых островах Полинезии, в Африке, на Мадагаскаре. В СССР встречаются в Уссурийском крае.

Мелкие, похожие на перепелов птицы. Летают неохотно, быстро бегают в траве и кустарниках. У большинства видов только по три пальца на ногах. Самцы мельче самок, насиживают и водят птенцов. Самки только делают для гнезд небольшие ямки, несут яйца, токуют и дерутся между собой из-за самцов. У некоторых видов помогают и насиживать. Выводковые птицы с очень коротким временем насиживания, 10— 13 дней. Птенцы развиваются быстро: через 10—19 дней уже летают, в этом же возрасте или еще недели через 2—3 живут самостоятельно, в А—5 месяцев половозрелы. Новорожденные птенцы весят всего 2 грамма — рекорд легковесности среди выводковых птиц.

ТРЕХПЕРСТКИ

В семействе выделяют два подсемейства — трехперстки (Turnicinae) с 14 видами и австралийские трехперстки (Pedionominae) с единственным видом. К этому семейству принадлежат небольшие по размерам (длина 12-19 см) птицы, анатомически схожие с дрофами, а внешне, как по размерам, так и по повадкам, напоминающие перепелов. Масса трехперсток примерно 30-50 г, клюв небольшой, стройный, куриного типа, крылья короткие, закругленные, слабые, первостепенных маховых перьев десять штук. Хвост короткий, мягкий, состоит из 12 рулевых перьев. Большинство видов имеет три пальца, лишь у австралийской трехперстки их четыре.

Трехперстки распространены в Южной Испании и по всей Африке (за исключением Сахары и лесистой области Конго), на Мадагаскаре, в Южной Азии и далее на юг до Австралии, а также на Соломоновых островах и на Новой Каледонии. В России (от Забайкалья до Южного Приморья) встречается пятнистая трехперстка. Эти птицы населяют преимущественно травянистые равнины, поросшие кустарниками, поля. Они ведут наземный образ жизни, летают только в случае необходимости и торопятся скорее опуститься на землю.

Пар трехперстки не образуют. Каждая самка спаривается последовательно с несколькими самцами. Насиживание и забота о потомстве падает на самца, который по размерам меньше самки и более скромно окрашен. По наблюдениям в неволе, самка может отложить подряд до 17 яиц. По всей видимости, у трехперсток бывает 4 кладки в году. Трехперстки — выводковые птицы, имеющие рекордно короткую для выводковых длительность насиживания — 12-13 дней.

ФотоПЯТНИСТАЯ ТРЕХПЕРСТКА (Turnix tanki), птица семейства трехперсток.

Спинная сторона самки серовато-бурая с тонким поперечным черноватым рисунком. Зоб ржавчато-рыжий, остальная часть нижней стороны тела охристая. На крыльях и передней части груди разбросаны круглые или полулунные черноватые пятна. У самца больше охристых пестрин на верхней стороне тела и меньше ржаво-рыжего цвета на нижней стороне шеи и на зобе. Самка крупнее самца: длина крыла у нее 9-10 см, у самца — 8-9 см.

Пятнистая трехперстка населяет Южную Азию: Индию, Никобарские и Андаманские острова, Индокитай (без Малакки). Далее от Бирмы ареал ее идет широкой полосой на север до Северо-Восточного Китая, захватывает Корею и проникает в южные части российского Приморья (до Дальнереченска). У нас это перелетная птица, в южных частях ареала оседлая.

Питаются трехперстки главным образом семенами и мелкими насекомыми.

В Приморье пятнистая трехперстка отмечена на полях, в речных долинах, на лугах и других открытых местообитаниях. Во время брачных игр самка бегает вокруг более спокойного самца, расправив хвост и распушив оперение. После спаривания самка делает небольшое углубление в земле, куда откладывает 4 яйца. Яйца у трехперстки имеют овальную форму, они белого цвета, с густо расположенными буровато-серыми тонкими штрихами. Размер яиц: 25-26 х 20-21 мм. Насиживает кладку самец в течение 12 дней. Развитие птенцов происходит по выводковому типу: покрытые пухом птенцы сразу же покидают гнездо и следуют за родителем, который их водит в течение 10 дней. В 10-дневном возрасте молодые трехперстки уже летают, а в возрасте 5—6 недель у них начинается первая линька. Фото

ТРЁХПЁРСТКА ПЯТНИСТАЯ (Turnix tanki) Самка пятнистой трехперстки крупнее самца: длина крыла у нее 9-10 см, у самца - 8-9 см. Спинная сторона самки серовато-бурая с тонким поперечным черноватым рисунком. Зоб ржавчато-рыжий, остальная часть нижней стороны тела охристая. На крыльях и передней части груди этой трехперстки разбросаны круглые или полулунные черноватые пятна. У самца больше охристых пестрин на верхней стороне тела и меньше ржаво-рыжего цвета на нижней стороне шеи и на зобе.

Пятнистая трехперстка населяет Южную Азию: Индию, Никобарские и Андаманские острова, Индокитай (без Малакки). Далее от Бирмы ареал пятнистой трехперстки идет широкой полосой на север до Северо-Восточного Китая, захватывает Корею и проникает в южные части Приморья (до Имана).

В Приморье пятнистая трехперстка отмечена на полях, в речных долинах, на лугах и других открытых местообитаниях. Во время брачных игр самка пятнистой трехперстки бегает вокруг более спокойного самца, расправив хвост и распушив оперение, приобретая некоторое сходство с мячиком. После спаривания самка делает небольшое углубление в земле, куда откладывает 4 яйца. Насиживает кладку самец в течение 12 дней.

Развитие птенцов пятнистой трехперстки происходит по выводковому типу: покрытые пухом птенцы сразу же покидают гнездо и следуют за родителем, который их водит в течение 10 дней. В 10-дневном возрасте молодые трехперстки уже летают, а в возрасте 5-6 недель у них начинается первая линька. Яйца у пятнистой трехперстки имеют овальную форму, они белого цвета, с густо расположенными буровато-серыми тонкими штрихами. Размер яиц: длинная ось - 25- 26 мм, короткая - 20-21 мм. Питаются пятнистые трехперстки главным образом семенами и мелкими насекомыми.

ТРЁХПЁРСТКА ЖАВОРОНКОВАЯ (Ortyxelos meiffrenii) Водится жаворонковая трехперстка в сухом песчанистом скребе севера Центральной Африки и самых южных частей Сахары, значительно уклоняющаяся от других представителей семейства. Жаворонковая трехперстка более напоминает жаворонка. Самцы и самки у этого вида сходны по размерам и расцветке оперения. Длина тела около 10 см, цвет ног, в отличие от темных ног других трехперсток, белесый. Жаворонковая трехперстка откладывает всего 2 яйца.