Певчие птицы Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Подотряд: Oscines = Певчие

Подотряд: Oscines = Певчие

Читать : Воробьиная мораль

Фото воробьиные

Именно к отряду воробьиные относятся все наши певчие птицы, в том числе и вороны, галки, сойки, как и ласточки, и крохотные нектарницы, выполнящие роль колибри в лесах Старого Света. Великолепные лирохвосты, шикарные райские птицы, беседочницы с их «эстетическими» вкусами, ткачики — строители коллективных гнезд – все это воробьиные. Сюда же относятся и искусные «водолазы» оляпки, и древолазы-поползни и пищухи, трупиалы и кардиналы...

Фото воробьиные

Всего в отряде воробьиных насчитывается больше 5 тысяч известных видов царства пернатых, что составляет около 63 процента всего видового разнообразия птиц. Распространены воробьиные очень широко. Она населяют практически все ландшафты и страны мира, за исключением некоторых небольших, отдаленных от материков островов и приполярных областей. Лишь немногие представители отряда почти никогда не летают, и лишь у некоторых жизнь связана с водой. Есть среди воробьиных и крошечные нектарницы, вес которых чуть больше колибри или крохотной землеройки– рекордсмена среди млекопитающих. И если нектарница весит всего 4 грамма, то тяжеловес отряда – ворон, потянет на 1,5 килограмма.

По семейному укладу многие виды воробьиных - моногамы, но встречаются среди них и полигамы: как некоторые ремезы и крапивники, настоящий ткачик и некоторые трупиалы. Половой диморфизм у одних видов имеется, у других отсутствует, в таком случае самцы и самки внешне похожи и практически неразличимы. Насиживают яйца и выкармливают птенцов у большинства видов оба партнера. Птенцы же родятся слепые и голые, у некоторых видов в негустом или даже густом пуху. Голодные птенцы просят еду, раскрывая свои ярко окрашенные рты: красные, оранжевые, желтые, у многих с дополнительными темными или цветными пятнами и «бородавками».

Растут птенцы быстро, поэтому уже через 9 — 25 дней родители продолжают их кормить обычно уже вне гнезда. Насиживание чаще всего начинается после откладки в гнездо первого яйца, у немногих видов - с последнего или с неполной кладки. Насиживание тоже недолгое: у большинства воробьиных около двух недель, у ворона дольше — около трех, а вот рекордсменом по длительности насиживания является лирохвост, сидящий на яйцах почти полтора месяца. Число яиц в полной кладе может колебаться в гнезде от 1 до 16. Половой зрелости молодые воробьиные достигают почти у всех видов в конце первого года жизни. Продолжительность жизни даже мелких певчих птиц в неволе обычно достигает 20 лет, а вороны жили и до 69.

По примерным оценкам на нашей планете одновременно обитает около ста миллиардов особей птиц разных видов. По-видимому, в этом разнообразии крылатого населения планеты Земля воробьиные по численности превосходят все другие отряды, так как лишь воробьев насчитывается в мире около миллиарда.

******************************************************************************************************************

Познакомимся только с одним весьма интересным видом, в совершенстве овладевшим необычным гнездостроительством – речь пойдет о птицах-печниках…

Птицы-печники — типичные обитатели южноамериканских пампасов. Они обычно сидят на заборах или ветках деревьев, с которых открывается хорошее обозрение окрестностей, поют часто дуэтом свои звонкие и несложные песни. А в период размножения они строят свои удивительные гнезда.

Именно в это время кажется, один лишь вид сырой земли побуждает их к строительству своего необычного гнезда из сырой земли и глины, куда они добавляют немного стебельков и коровьего навоза. При этом они сначала скатают «кирпичики» по 3—5 граммов весом. Затем на столбах заборов, на ветвях деревьев, на крышах домов, реже на земле строят из них фундамент будущего дома. На нем они возводят круглые стены, над ними — крышу. Стена гнезда хотя и округлая, но не замкнутая в плане сверху, а закручена снаружи внутрь как бы часовой пружиной. Между внутренним и внешним витками стенок гнезда проходит узкий проход, шириной 5 сантиметров, в более вместительную гнездовую камеру, расположенную в центре спирально устроенных стен.

Для сооружения такого одного дома, который весит 4—7 килограммов, необходимо от 1500 до 2500 «кирпичей». На сооружение своего дома печники затрачивают от 10 до 16 дней. О трудолюбии печников говорит и тот факт, что каждая пара одновременно строит до четырех гнезд!