Жаворонковые. Семейство: Alaudidae = Жаворонковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Alaudidae = Жаворонковые

Семейство: Alaudidae = Жаворонковые

Читать : Жаворонки в доме

Жаворонки (Alaudidae) - одно из семейств отряда воробьиных птиц. Семейство Жаворонки насчитывает в своем составе примерно 110 видов, которые почти исключительно распространены в палеарктической, индейской и эфиопской областях; в остальных же насчитывается всего лишь по 1 виду. Жаворонки живут преимущественно на открытых местах: полях и лугах; при этом они хорошо бегают и летают. Основу пищевого рациона жаворонков составляют различные насекомые и их личинки, а также семена различных травянистых растений. Жаворонки строят довольно простые гнезда в ямках на земле, куда откладывают по 3 - 6 яиц от одного до трех раз за лето.

Для птиц этого семейства характерен средней длины, сильный и прямой клюв. Крылья у жаворонков длинные и широкие, с 9 - 10 маховыми перьями 1-го порядка. На плече маховые перья 3-го порядка длиннее перьев 2-го порядка. Плюсна у жаворонков покрыта табличками и сзади, а коготь заднего пальца почти прямой и обычно длинный.

Цвет оперения у большинства видов по большей части похож на землю. По образу жизни северные виды жаворонков являются перелетными или бродячими; а южные - оседлые и бродячие птицы. Многие хорошо поют, а некоторые виды жаворонкой способны перенимать пение других птиц, являясь по сути пересмещниками.

Главный род семейства - Alauda или полевые жаворонки. Для них характерны поперечные носовые ямки, на крыльях 10 маховых перьев и плюсна, которая длиннее среднего пальца. Жаворонок полевой (A. arvensis) сверху серо-бурого цвета различных оттенков и с более темными пятнышками; нижняя сторона беловатая; грудь и бока брюха с темными осевыми пятнами а наружные рулевые перья белые с черным внутренним краем. Населяет поля и луга Европы, юго-зап. ФотоАзии и сев. Африки. Врагов у полевого жаворонка множество (хищные птицы и млекопитающие, и человек), но несмотря на это численность полевых жаворонков в последне врем увеличивается в числе. Полевые жаворонки были завезенные в Северную Америку и Новую Зеландию, где прижились и сейчас успешно размножаются. При этом жаворонки новозеландской популяции стали питаться исключительно зерном, чем причиняют значительный вред сельскому хозяйству

Древесный или лесной жаворонок, или юла (А. arborea) отличается от предыдущего вида беловатыми пятнами на кроющих перьях крыла, а также клиновидными белыми пятнами на концах наружных рулевых. Водится юля по территории практически всей Европы, а также в Западной Азии. В отличие от полевого жаворонка, садится и на деревья. Лесной жаворонок и в самом деле живет в лесу, точнее, на окраинах леса: вблизи полян, вдоль опушек, в редколесье или негустом молодом лесу. Юлой эту птицу прозвали за ее песню: она не очень сложна и звучит как бесконечное и монотонное повторение слога «юли».

Хохлатый жаворонок (G. cristata) представляет род Galerita, и имеет на темени характерный хохолоклом. Его тело сверху землисто-серого, а снизу беловатого цвета; более темные пятнышки выступают слабо; перья под крыльями желтовато-рыжеватые, длина 18 стм. Водятся почти во всей Европе, кроме крайнего севера, часть Азии и Африки, особенно более теплая часть Европы. Хохлатый жаворонок часто живет рядом с людьми. Область распространения хохлатых жаворонков год от году расширяется по направлению к средней Европе; во многих местностях Германии эта птица появилась и размножилась сравнительно недавно. Повсеместно в зоне степей и полупустынь это непременный обитатель сельских населенных пунктов, предпочитающий их окраины, места содержания скота, проселочные дороги.

К роду ушастые жаворонки (Otocorys) с пучками перьев по бокам задней части головы (ушами) принадлежит горный жаворонок  (О. alpestris); уши черноваты; уздечка, шея и щеки черные; лоб и горло желтые; верхняя сторона земляно-бурая, нижняя белая; часть шеи, головы и боков красноваты; длина 17 см.. Ареал вида - северная и северо-восточная Европа, встречается также в Закавказье и Закаспийском рнгионе. В средней Европе попадается редко, хотя за последние полстолетия отмечается его распространение в этом направлении.

К роду Melanocorypha, похожему на Alauda, принадлежит степной жаворонок  (М. calandra), имеющий плюсну короче среднего пальца, а тело его окрашено в чалобурый, желтовато- и черновато-бурый и беловатый цвет. Длина тела около 21 см. Ареал простирается по южной Европе и северной Африке, встречается степной жаворонок и в Туркестанских степях. По звучности, мелодичности и разнообразию пения степной жаворонок стоит на голову выше всех своих сородичей. Начиная петь, самец круто поднимается вверх метров на пятьдесят, некоторое время летает кругами, а затем почти по вертикали падает в траву. Самец татарского жаворонка  (М. tatarica) черный, а самка окрашена в обыкновенные для жаворонков цвета. Обитает этот вид в Средней Азии, редко встречается и в Германии.