Малый жаворонок. Род: Calandrella Kaup, 1829 = Малые жаворонки

Род: Calandrella = Малые жаворонки

Вид: Calandrella cinerea = Малый жаворонок

Семейство: Alaudidae = Жаворонковые

Род: Calandrella Kaup, 1829 = Малые жаворонки. Старое название малого жаворонка - Calandrella brachydactyla. Подвид: Calandrella cinerea longipennis Eversmann, 1848 (Calandrella cinerea artemisiae Bankovsky, 1913 Calandrella cinerea orientalis Sushkin, 1925).

Малый жаворонок - мелкий по размерам жаворонок, примерно с воробья, потому он и назван малым. Длина тела достигает всего 160 мм, при массе около 20 гр. В целом он изящнее и мельче других представителей семейства Жаворонковые. Окраска у малого жаворонка «жаворонкового» типа, хотя и менее пестрая. Верх его тела имеет буроватую окраску перьев с темными продольными пестринами, а бровь, нижняя сторона тела и полоски по бокам хвоста имеют охристо-белый цвет. У малого жаворонка грудь без пестрин, а вот на боках груди расположены темные (бурые) пятна, хорошо заметные только на небольшом расстоянии. Самцы и самки внешне практически неотличимы, хотя у самца темные пятна по бокам груди выражены больше.

В Казахстане малый жаворонок является одним из самых многочисленных жаворонков. А вот в Красноярском крае это в основном редкая птица, хотя местами в степях Минусинской котловины - обычная. Малый жаворонок кое-где встречается и в лесостепи: здесь проходит северная граница его ареала. В междуречье Енисея и Абакана, где расположена Койбальская степь, малый жаворонок является обычным гнездящимся видом с плотностью поселения до 10 особей/км2. Довольно многочислен он в Ширинской степи под Соленоозерным, а также в Июсской лесостепи, где придерживается молодых лесопосадок и кустарниковых полос.

Малый жаворонок гнездится и встречается на пролёте на большей части равнинного Казахстана, джоходя на север до Кустаная, оз. Селеты-Тенгиз, а в Павлодарском Заиртышье до озёр Жамантуз и Светлица. На гнездовье отмечен и в Абаканской степи и под Минусинском, а также в степях по р. Абакану и в Хакасии по бассейну р. Чулым.  Одиночных особей встречали летом в 180 км северо-восточнее Кустаная, и в Южном Алтае, на оз. Маркаколь, на окраине Красноярска.

Фото Малый жаворонок - перелетный вид, который прилетает на места гнездования обычно в марте, улетает в сентябре-октябре. Зимует малый жаворонок южнее, начиная с южных районов Туркмении. Малые жаворонки любят холмистый рельеф, который чередуется с плешинами и каменистыми россыпями. А вот зарослей высокой травы они избегают, даже если она редкая. На возделанных землях они также не селятся .

Поет малый жаворонок обычно находясь в воздухе, рывками поднимаясь вверх. Его песня представляет собой набор коротких щебетаний, которые можно передать как: "витти-витти, вит-ти, тиррий- ти-ти-ти". Основу питания его, как и других жаворонков состаляют различные семена травянистых растений, а также всевозможные насекомые и их личинки.

Гнездо на земле строит самка. в ямке, под кустиком полыни или злаков. Обычно она старается найти естественную ямку, которая располагается где-то под пучком травы, а чаще всего это невысокий кустик полыни. Самка, при необходимости может и сама выкапывать ямку нужного размера. Материалом для постройки гнезда служит сухая трава, а сам лоток малые жаворонки выстилают растительным пухом и различными тонкими волокнами, а также растрепанными травинками, мягкими метелками злаков. По завершении строительства получается постройка довольно рыхлой структуры. Часто гнездо снаружи бывает обложено комочками земли и навоза. В полной завершенной кладка обычно 4-5 белесых или розовато-бурых яиц, по поверхности которых разбросаны бурые пятна.