Клёст-сосновик.Вид: Loxia pityopsittacus = Клёст-сосновик. Вьюрки. Семейство: Fringillidae = Вьюрковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение,

Вид: Loxia pityopsittacus = Клёст-сосновик

Вид: Loxia pityopsittacus = Клёст-сосновик

Читать : Белокрылый клёст

Клёст-сосновик - наиболее крупный вид из рода клестов: длина его тела 20 сантиметров. Старые самцы имеют густо-красный тон оперения, ярче на груди и надхвостье. Крылья и хвост темные, без белого. Самка и молодые желтовато-зеленые, с пестринами. Возрастная изменчивость у самцов выражается в постепенном покраснении оперения, со всеми переходами от желтого и оранжевого цветов к ярко малиновому.

Клёст-сосновик очень похож на клеста-еловика, но клюв очень мощный, высота которого (толщина) не менее, чем длина. Эта массивность клюва легко может быть замечена, когда птицы возятся на вершине дерева и видны на фоне светлого неба. У еловика клюв заметно тоньше, острее, и сама птица не такого грубого склада, как сосновик. Самец сосновика с рыжеватым оттенком.

Распространен на севере Европейской части России и юге Западной Сибири. Зимой кочует до Енисея на востоке. Кроме  того гнездовая область занимает Северную Европу (главным образом Скандинавию), а также Белоруссию.

Встречается клест-сосновик в Европейской части России нередко с клестами-еловикамии или отдельными стайками.  Голос клеста-сосновика ниже (грубее), резче и громче, чем у еловика, что хорошо заметно в смешанных стайках. Перекликаясь, они как бы выговаривают громкое “цок-цок...”. У еловиков позыв звучит мягче, скорее как “кле-кле...”

Живет клест-сосновик в хвойных лесах, преимущественно в сосновых, где питается семенами и почками хвойных деревьев.Так как клесты кормятся почти исключительно хвойными семенами, урожай которых бывает не каждый год, то и в сезонных явлениях этих птиц можно заметить годовые колебания. В частности клесты совершают перекочевки, покидая области с неурожаем шишек и скопляясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов.

Так как птенцы у клестов выкармливаются главным образом теми же хвойными семенами, то сроки размножения часто сдвигаются на сезон, наиболее обильный этим кормом. Нормальный срок гнездования все же — ранняя весна, и самке приходится сидеть на яйцах очень плотно, не слетая надолго, чтобы они не замерзли.

Гнездо строится всегда на хвойных деревьях. Узнать его нетрудно по грубой, толстостенной постройке из прутиков, лишайников и хвои; но внутри всегда бывает мягкая выстилка из перьев, шерсти и т. п. Гнездится во второй половине зимы, несмотря на морозы. В кладке 3-5 голубоватых с темными крапинками яиц..

Самец всегда держится близ гнезда и насиживающей самки. Сосновик легко справляется с плотными сосновыми шишками, семенами которых кормит своих птенцов. Есть указания, что клесты носят в пищу птенцам и насекомых.