Белокрылый клёст . Вид: Loxia leucoptera Gmelin, 1789 = Белокрылый клёст . Вьюрки. Семейство: Fringillidae = Вьюрковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение,

Вид: Loxia leucoptera = Белокрылый клёст

Вид: Loxia leucoptera Gmelin, 1789 = Белокрылый клёст

Читать : Loxia = Клесты

Белокрылый клёст распространен на большей части таежной зоны. На Крайнем Севере Европейской и Азиатской часей России клест еловик замещен белокрылым клестом, более мелким но хорошо отличимым видом. Живут белокрылые клесты и в Северной Америке. Большая часть птиц остается на зиму в северной тайге. Хотя во время зимних кочевок белокрылые клесты изредка залетают дальше на юг до лесостепных боров небольшими отдельными стайками или присоединяются к стаям еловиков.

Массовые налеты клестов к югу от их основной области обитания заслуживают большого внимания. Такие налеты отмечались издавна, через колеблющиеся промежутки времени. Вопрос этот имеет и практическое значение, так как но количеству клестов можно судить о состоянии семенного фонда громадных лесных площадей северных окраин.

Белокрылые клесты имеют длину тела около 16 сантиметров, они немного меньше еловиков. От последних их легко отличить по двум белым поперечным полоскам на крыле, у самки грудь в темных пестринах. Возрастные и половые различия окраски у них такие же, как и у других клестов.

Голос выше и мягче, чем у других клестов; а крик, как правило, повторяется 3-5 раз подряд. Характерны также полифонические свисты, похожие на свист снегиря, но звучащие громче и грубее.

Обитают белокрылые клесты в основном в лиственничной, реже еловой и кедровой тайге, где питаются исключительно семенами деревьев. Так как клесты кормятся почти исключительно хвойными семенами, урожай которых бывает не каждый год, то и в сезонных явлениях этих птиц можно заметить годовые колебания. Поэтому в образе жизни всех видов клестов есть такая интересная особенность: они в любое время года совершают перекочевки, покидая области с неурожаем шишек и скапливаясь в большом количестве в хвойных лесных массивах с урожаем шишек. Поэтому, определенная периодичность наблюдается и в интенсивности размножения белокрылых клестов, когда их численность из года в год настолько колеблется, что это нельзя объяснить только перекочевками.

Обычный срок гнездования белокрылых клестов - ранняя весна, или даже вторая половина зимы,  когда самке, несмотря на морозы, приходится сидеть на яйцах очень плотно, не слетая с гнезда на долгий срок, чтобы они не замерзли. Однако сроки размножения белокрылых клестов часто сдвигаются на сезон, наиболее обильный хвойными семенами,  так как именно ими главным образом выкармливаются птенцы у клестов. Поэтому гнезда клестов с птенцами находили и весной, в апреле-мае, — и среди лета, и в августе, и даже зимой — в феврале. Постоянно ведя стайный образ жизни, клесты и гнездятся вместе по нескольку пар, и поблизости от одного гнезда всегда можно найти другое.

Гнезда строятся всегда на хвойных деревьях, большей частью высоко на больших елях. Узнать их нетрудно по грубой, толстостенной постройке из прутиков, лишаев и хвои; но внутри всегда бывает мягкая выстилка из перьев, шерсти и т. п. В кладке обычно 3-5 пестреньких голубоватых с темными крапинками яиц, которые имеют в длину 22-23 миллиметра. Самка насиживает яйца четырнадцать-пятнадцать дней, именно столько развиваются в них эмбрионы.

Самец всегда держится близ гнезда и насиживающей самки. Пение его слышится чаще зимой. Оно неблагозвучно и состоит из громких и тихих визгливых, цокающих и щебечущих выкриков и звуков, повторяемых без всякого ритма.

После появления птенцов, родители начинают их интенсивно кормить семенами хвойных деревьев, преимущественно семенами лиственницы. Имеются наблюдения, что клесты носят в пищу птенцам и небольшое количество насекомых, что вполне возможно, так как это свойственно многим другим вьюркам. В частности установлено, что клесты едят хвойных тлей, расщипывают галлы на листьях тополей. Из лиственных семян они щиплют крылатки клена, буковые орешки, боярышник и даже рябину, при  этом отбрасывая ее мякоть. Но основным кормом служат все же хвойные семена.