Пение канарейки: песни. Обучение пению канареек

Канарский канареечный вьюрок, канарейка

Перейти в оглавление раздела : Содержание канарейки

Почему и как поет канарейка

Канарейка, в качестве объекта исследований разных направлений, использовалась достаточно часто, поэтому она изучена достаточно хорошо.

Для нас представляет интерес в первую очередь, исследования самой песни, процесса возникновения и влияющих на нее факторов. Этому вопросу посвятили свои исследования ученые многих стран: Хесс Е.И., Хайнд Р.А., Стил Е.А., Стевенсон И.Г., Хатчисон Р.Е., Вендон В., Торп В.Х., Поулсон и др.

Из этих исследований следует, что песня является одним из приспособлений, направленных на выживание вида. Возникновение песни обязано такому явлению, как "импринтинг", т.е. запечатлевание, запоминание.

Импринтинг играет громадную роль в жизни всех высокоорганизованных биологических существ, обеспечивая им приспособление к изменяющимся природным условиям, и, тем самым, выживание и существование вида.

Различается два вида импринтинга: зрительный и акустический (звуковой). Зрительный помогает запечатлеть видовые особенности своих родителей, что обеспечивает в дальнейшем правильный выбор полового партнера. Фото

Для примера зрительного импринтинга можно привести такой эксперимент. Яйца канарейки перекладывали паре чижей. Чижи благополучно выкармливали птенцов. В дальнейшем эти канарейки более легко образовывали пары с чижами, чем с канарейками. Птенцы канареек, выкормленные чижами, запечатлели их в качестве родителей и в дальнейшем выбирали половых партнеров также среди чижей. Период зрительного импринтинга более короток, чем звуковой, и длится, как правило, от открытия глаз у птенцов до окончания их выкармливания.

Цель акустического импринтинга более широкая и также направлена на выживание вида.

Суть его - звуковая идентификация (определение) видового партнера, звуковая маркировка своего гнездового участка с целью охраны от пищевых конкурентов.

Звуковая идентификация видового партнера происходит у птенцов еще в гнездовой период, когда они запечатлевают ("запоминают") голоса своих родителей.

Взрослея и покинув гнездо, молодые птицы также запечатлевают звуки окружающего фона. Будучи взрослыми и обосновавшись на гнездовом участке, птица также начинает "запоминать" звучащие вокруг голоса и включать их в свою песню, чтобы показать, таким образом, всем окружающим, что данный гнездовой участок занят. Этим объясняется различие песни даже у особей одного вида. Выведение птенцов в условиях различного звукового фона приводит к включению в песню не только голосов своих родителей, но колен из песен других видов.

При этом надо учесть, что на это накладываются еще индивидуальные различия в развитии голосового аппарата.

Именно этими факторами объясняются индивидуальные различия в песне у птиц даже одного вида.

Эффект запечатлевания происходит в строго определенные временные периоды. Эти периоды обусловлены периодами функционирования половых желез (гонад). Тестостерон (секрет мужских гонад) как бы запускает систему импринтинга. Опыт показал, что, введение тестостерона в межгнездовой период, приводит к возникновению восприимчивости кенаров к изменению песни, восприятию и включению в свою песню звуков окружающего фона.

Некоторые виды птиц способны к значительному изменению песни на протяжении всей своей жизни. Это также еще одно приспособление, дающее дополнительные шансы к выживанию вида. В большей степени это свойственно птицам-мигрантам, которые каждый год гнездятся в новом месте и вынуждены включать в свою песню элементы нового звукового фона. То есть птица, выросшая в одной местности, занимая гнездовой участок с другим звуковым фоном, для его защиты включает в песню колена местных птиц.

Другие птицы имеют мало изменяемую песню. Это, в основном, свойственно эндемикам, т.е. птицам постоянно проживающим в одном месте. Дикая канарейка эндемик. Она обитает в одном месте, практически с мало изменяющимся звуковым фоном.

Ее песня в течение времени изменяется относительно слабо, т.е. генетически песня дикой канарейки достаточно стабильна.

Но за период одомашнивания канарейки человек расшатал ее генетическую основу, расширил диапазон воспринимаемых звуков. Путем целенаправленной селекции выведены певчие породы канареек с разной тональностью исполнения, которые, как и дикие особи, относительно устойчиво сохраняют породную песню. Периоды устойчивого сохранения песни у певчих пород, как и у дикого вида, нарушаются в моменты гормонального всплеска и приурочены, главным образом, к периодам линьки и размножения. В это время самец становится восприимчивым к имитации большинства звуков. Этим объясняется, что наши канарейки начинают менять песню именно в эти периоды.

Выброс тестостерона может быть спровоцирован и внешними обстоятельствами. Стрессовая ситуация заставляет организм выбрасывать в кровь гормоны, которые на период их действия также восстанавливают импринтинг.

Некоторые павловские канароводы (по сведениям московского канаровода П.И.Ялыгина) использовали стресс как положительный фактор при обучении песни. Для этого молодых кенаров раскладывали по матерчатым мешочкам и свободно подвешивали. Стресс обострял восприимчивость кенаров к песне учителя.

Стресс, однако, может играть и отрицательную роль. Так, неподготовленный кенар, не прошедший предварительного тренинга, попав в не привычную обстановку, с другой температурой, с другим освещением, звуковым фоном может испытать сильнейший стресс и сильно изменить песню.

Конечно, домашняя канарейка за время разведения человеком приобрела много дополнительных качеств: развился ее голосовой аппарат, шире стал диапазон воспринимаемых колен, изменился экстерьер и т.д. Человек путем направленной селекции во многом способствовал развитию многих качеств.

Тем не менее, было бы неправильно полагать, что канарейка, несмотря на ее длительное пребывание в доме человека, стала отличаться по своей биологической сути от своей дикой товарки.

Канарейка в период импринтинга может "взять" в песню не только колена и строфы певчих птиц но, как показала практика, даже человеческий голос. Но ее голосовой аппарат, генетически настроенный на восприятие определенных звуков, соответствующих данной породе, чаще всего не может их чисто воспроизвести.

Канарейка появляется из гнезда уже с заложенной моделью песни. Как проявится эта модель, зависит от многих обстоятельств.

Как уже упоминалось, канарейку породы роллер, в принципе, можно обучить песне другой породы (к примеру тимбрадос или малинуа), но исполняться эти песни будут в особой свойственной манере роллера, т.е. с прикрытым клювом и в более низких тонах. Такая песня "неудобна" роллеру, она не соответствует заложенной модели и в период очередного всплеска гормонов (стресс, период размножения или линька ) он будет стремиться перейти на более свойственную (генетически обусловленную) данной породе песню.

Таким образом, песня канарейки является результатом влияния и взаимодействия следующих факторов: особенностей заложенной генетически модели песни, породных особенностей голосового аппарата, и особенностей звукового фона в периоды импринтинга.

Если эти факторы приложить к породе, то можно определить направления работы по созданию песни

Селекция канареек, направленная на создание определенной генетически заложенной модели песни

Селекция, направленная на развитие и закрепление особенностей голосового аппарата

Создание звукового фона в период импринтинга соответствующего генетическим особенностям породы (модели песни)

Селекция определенного экстерьера, наиболее отвечающего полному раскрытию голосовых данных канарейки

При достижении совпадения всех этих составляющих, т.е. соответствие генетически заложенной модели песни соответственно развитому голосовому аппарату, физическому развитию и соответствующего звукового фона в период импринтинга можно получить настоящую, полноценную породу.

Хотелось бы затронуть еще один вопрос. Многие канароводы стремятся максимально увеличить количество колен в песне. С этой целью создаются соответствующие записи и в период импринтинга они даются канарейкам в качестве звукового фона. Как правило, канарейка после длительного прослушивания воспринимает ("запоминает") большинство колен. Но в каждую конкретную песню она вставляет ограниченное количество колен. Сейчас она вставила один набор, затем пропела уже с другим набором. Добиться чтобы канарейка исполнила все колена в одной песне чаще всего не удается.

В чем же тут причина?

Исследования показали, что песня канарейки ограничена по времени исполнения, и длится она не более 45 секунд.

Птица может "запомнить" и воспроизвести песню звучащую только в пределах этого времени. Любители же чаще всего не учитывают этот факт и создают записи гораздо более длительные по продолжительности. Что в результате происходит? То же, что сделаете и вы, если вас попросят произнести длинную фразу за пять секунд. Начнете выбрасывать некоторые слова. Так и кенар выбрасывает из песни колена, перебирает их, меняет набор колен! А мы, не учитывая его возможностей, жалуемся: вот, мол, опять выбросил из песни прекрасного "кулика"! Вот еще один довод, почему нежелательно обучение кенаров искусственно созданной песней (через магнитофон или СД-диск).

Как же можно образно представить процесс формирования песни, (а значит на чем необходимо строить обучение молодых кенаров)? Давайте немного отвлечемся от канареек.

Представим себе плоскость, в которой выполнены отверстия в виде лунок. Лунки самого различного размера, формы и глубины. Есть лунки круглые и большие, есть поменьше и совсем маленькие, треугольные также большие, поменьше и маленькие, прямоугольные, трапециевидные, щелевые и т.д. Все это как бы генетически сформированное поле молодого кенара, модель его песни, его генетически заложенные певческие возможности, т. е. генетическая способность кенара исполнять определенные колена. Каждая лунка годится только под определенный звук или колено.

Каждый звук или колено, тур, можно представить в виде какого-то предмета определенной формы и размеров. Если этот предмет по своей форме и размеру строго подходит к определенной лунке, мы получаем чистое воспроизведение колена и кенар надолго и прочно включает его в свою песню.

Если же на плоскости отсутствует лунка под размер и форму предмета (звука, колена, тура), он не попадает в песню. Кенар с его данными генетическими возможностями не сможет воспринять и впоследствии воспроизвести его.

Звуки, туры и колена, которые отклоняются от размеров и формы лунок, но как-то входят в них, могут включаться в песню, но с определенными искажениями.

Разберем два случая. В первом случае, мы, зная форму всех лунок (модель песни), заранее аккуратно подобрали звуки-предметы под каждую из них (обучающая песня или отец-учитель) и в нужный период (период импринтинга) аккуратно и соответственно форме и размерам заполнили все лунки. При соответствующем развитии голосового аппарата и физическом развитии, в результате мы получаем чистую, без искажений, песню,

В другом, мы ничего не знаем об особенностях лунок и, тем не менее, подбираем ассортимент звуков-предметов с целью заполнения поля. Есть ли у нас уверенность в совпадении предметов и лунок? Конечно, нет. Тем не менее, определенно, какие-то предметы совпадут, какие-то нет, а где-то предметы войдут, но с трудом.

В результате, и в том и в другом случаях, кенара будут обладать песней. Предположим даже такой невероятный случай, что песни получились одного качества. В первом, случае песня генетически совпадает, во втором - нет. В первом случае, песня создана на основе врожденных способностях данной особи. Во втором, случайным путем.

Что произойдет, если встряхнуть эти плоскости (период очередного импринтинга)? В первом случае, мало что изменится: все предметы лежат плотно в своих лунках, т.е. песня сохранит все свои качества. Во втором - что-то выпадет из лунок и песня в корне изменится и потеряет свои качества. Там, где предметы были просто насыпаны, большинство лунок освободится и опять заполнится по произвольному плану.

Какая же канарейка нам нужна? Та, у которой песня совпадает с ее генетическими возможностями и сохраняется надолго, прославляя ее создателя? или та, у которой песня звучит только в период конкурса и исчезает в любой момент, оставляя только воспоминание?

Поле имеет ограниченные размеры и ограниченное количество лунок. Это значит, канарейка может воспринять и воспроизвести ограниченное количество звуков и колен.

Сколько бы мы не сыпали на поле предметов - количество лунок будет постоянным и песня будет состоять из ограниченного количества колен. Возможно, что искусственным отбором можно увеличить количество лунок, т.е. повысить способности канарейки к восприятию большего количества колен. Но тут встает вопрос целесообразности. Имеет ли это смысл при лимите времени отведенном природой на песню канарейки ( примерно 40-45 секунд)? Что лучше: красиво, отчетливо и с вариациями исполнить 5-6 колен или скороговоркой и, скорее всего, невнятно пропеть 10-15 колен. Этот вопрос перетекает в вопрос соотношения качества и количества.

автор Малаханов Е.В. / Евгений М. http://mybirds.ru.