Обыкновенный [восточный] соловей. Вид: Luscinia luscinia Linnaeus, 1758 = Обыкновенный [восточный] соловей. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Luscinia = Соловьи

Вид: Luscinia luscinia = Обыкновенный [восточный] соловей

ФотоЧитать : Дроздовые; Соловей соблазняет ночью и обороняется утром

Внешний вид. Немного крупнее воробья, сверху буровато-коричневый, снизу буровато-серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной.

Песня — набор повторяющихся свистов и щелканий. Каждый элемент песни (колено), число которых может достигать 12, повторяется несколько раз. Крик — низкое “фюить-трр”.

Местообитания. Обитает в светлых лесах, поймах рек, садах и парках, обычно по сырым местам.

Питание. Питается насекомыми.

Места гнездования. Излюбленными местами гнездования соловья являются речные уремы, заросли кустарников по сырым лесным оврагам, тенистые кустарники среди лиственного леса, парки, рощи, сады, густые лиственные молодняки, заросшие кладбища и т. д. Пред почитает места, расположенные вблизи водоема или по крайней мере с сырой почвой.

Месторасположение гнезда. Гнездо устраивает обычно на земле у корней кустарника или древесной поросли, иногда в куче осенних сухих листьев. Располагает его не в ямке, как большинство гнездящихся на земле птиц, а на поверхности почвы, углубляясь лишь в лесную подстилку. При этом края гнезда находятся на уровне горизонта сухих листьев (иногда несколько выше) и переходят в него незаметно.

Строительный материал гнезда. Постройка гнезда довольно грубая. Наружный слой бывает сложен из нескольких рядов полуистлевших лежалых древесных листьев, поставленных на ребро, плотно прилегающих друг к другу. Основание гнезда обложено листьями, положенными плашмя. По краям лотка, а иногда и в стенках гнезда к листьям примешены тонкие прутики, сухие стебельки трав, широкие листья осоки. Лоток выстлан очень тонкими стебельками злаков и их размочаленными листочками, тончайшими корешками и иногда небольшим числом конских волосков.

Форма и размеры гнезда. Диаметр гнезда 110- 130 мм, высота гнезда 70-100 мм, диаметр лотка 70-80 мм, глубина лотка 50-70 мм.

Особенности кладки. Полная кладка из 4-6 яиц оливкового или коричнево-оливкового, а иногда и темно-шоколадного цвета, без рисунка. Размеры яиц: (18-23) х (14-16) мм.

Сроки гнездования. Соловей прилетает в первой половине мая, и вскоре можно слышать его замечательную звонкую трель. Пение продолжается до конца июня. В конце мая — начале июня можно встретить гнезда с яйцами, а во второй половине этого месяца — с птенцами. Отлет проходит в конце августа — сентябре.

Распространение. Распространен в лесной и лесостепной зонах Европейской части России, на юге Сибири к востоку до Ачинска.

Зимовка. Южная Европа, Северная Африка, Ближний Восток.