Домовый воробей. Вид: Passer domesticus Linnaeus, 1758 = Домовый воробей. Настоящие воробьи. Подсемейство: Passerinae = Настоящие воробьи. Ткачиковые. Птицы-ткачи. Семейство: Ploceidae = Ткачиковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, пи

Род: Passer = Настоящие воробьи

Вид: Passer domesticus Linnaeus, 1758 = Домовый воробей

Семейство: Ploceidae = Ткачиковые

Название вида на других языках: House Sparrow (англ.) Moineau domestique (фр.) Passero (итал.) Vrabec domaci (чеш.) Оронгийн бор шувуу (монгол.) Пораатай (хак.)

Полевые признаки. У самца верх головы серый, горло и верх груди черные, от клюва через глаз к уху идет коричневая полоса. Самка и молодые буровато-серые, снизу светлее. Голос - громкое общеизвестное чириканье "джив-джив-джив" (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Passer domesticus Linnaeus, 1758 = Домовый воробей

Распространение. Широко распространенная птица культурного ландшафта. Гнездится почти исключительно в постройках человека (Рогачева, 1988). К.А. Юдин (1952) упоминает об их гнездовании в норках ласточек-береговушек и, как исключение, - в открытых гнездах на ели. В Средней Сибири встречается всюду по освоенным человеком участкам, но сплошной тайги - и равнинной, и горной - избегает. Если жители покидают поселок, то через 5-6 лет домовые воробьи из него исчезают. На север дальше всего проникает по долине Енисея. В Минусинской котловине многочислен и очень многочислен (Прокофьев, 1987; Безбородов, 1979; и др.). В горы проникает только по долинам более крупных рек и гнездится лишь у жилых построек (Рогачева, 1988).

В лесостепи всюду многочислен, в подтайге совсем не заходит в лес, но в поселках многочислен и очень многочислен; например в пос. Нижний Ингаш - 361 особь в пересчете на 1 км2 (Равкии и др., 1987).

Passer domesticus Linnaeus, 1758 = Домовый воробей

В южную тайгу по Енисею стал продвигаться к северу сравнительно недавно. Во времена А.Ф. Миддендорфа (середина XIX в.) он встречался на Енисее лишь до Ворогова (61° с.ш.). А. Я. Тугаринов (1907-1908 гг.) отметил его уже до Туруханска и Селиванихи. В 50-х г. встречали домового воробья до Дудинки (69° 30' с.ш.) (Рогачева, 1988).

В южной тайге на Енисее (59-60° с.ш.) чрезвычайно многочисленный вид всех енисейских поселков; обилие растет с размерами поселка и плотностью его застройки, однако наличие ферм, скотных дворов, конюшен меньше сказывается на численности домового воробья, чем на численности полевого. Во 2-й половине июня - 1-й половине июля 1977 г. обилие в пересчете на 1 км2 составляло: в пос. Фомка (100 жителей) - 1230, в Колмогорове (300 жителей) - 1810, в Погодаеве (1000 жителей) 2509, в соседней деревне Паршино (100 жителей) -829 птиц.На севере подзоны, в крупном пос. Ярцево, где сельское хозяйство развито меньше, в 1-й половине августа 1975 г. численность была относительно невелика (852 особи/км2), но домовых воробьев здесь было почти в 20 раз больше, чем полевых (Бурский, Вахрушев, 1983). В нижнем Приангарье на р.Чуне в поселках на гнездовье был весьма многочислен (650 особей/км2) (Равкин, 1984). В поселках по Ангаре гнездился всюду, но в малые поселки в глубине тайги проникал слабо (Сыроечковский и др., 1978).

В средней тайге на Енисее многочислен или обычен в зависимости от размеров поселка. У Ворогова (61° с.ш.) весьма многочислен. В Мирном обычно гнездится 6-10 пар, иногда (1983 г.) только 2-3 пары. В некоторые годы воробей здесь, возможно, зимует. За сезон обычно бывает две кладки. В средней тайге Эвенкии в поселках бассейна Подкаменной Тунгуски всюду многочислен или весьма многочислен (например, в пос. Муторай и Стрелка-Чуня в 1985 г.- 430 птиц/км2) (Рогачева, 1988).

В северной тайге домовый воробей - по-прежнему основной вид населенных пунктов; на Енисее встречался во всех жилых поселках; в крупном пос. Туруханск в 1977 г.- 219 особей/км2; в Бакланихе гнездилось 10-15 пар, в Ангутихе (66° 10' с.ш.) - 3-4 пары (Рогачева, Вахрушев, 1983). В северной тайге Эвенкии также основной доминант населенных пунктов (в пос. Тура в конце июня 1978 г.- 71 особь/км2) (Вахрушев, Вахрушева, 1987). Вне долины Нижней Тунгуски в поселках не встречался. В крайней северной тайге на Хантайском озере в поселке и на звероферме в устье р. Хаканчи гнездился постоянно (Сыроечковский, 1961).

В лесотундре встречается только по Енисею. В 1956-1957 гг. гнездился в поселках Никольское и Усть-Хантайка. После выезда из них жителей исчез и воробей. Сейчас он гнездится в единственном жилом поселке-Потапово (68° 40' с.ш.), численность в 1977 г. в среднем за лето - 30 особей/км2 (Рогачева и др., 1983). Гнездится также в Дудинке (Рогачева, 1988).

В подзоне кустарниковых тундр (70° с.ш.) найден в поселках Усть-Порт (0,9) и Караул (4 особи/км2) (Равкин, Глейх, 1981). Севернее известен ряд залетов. Летом 1982 г. в подзоне типичных тундр на берегу р. Сырадасай (72° 50' с.ш.) одиночная самка жила в течение двух недель; в подзоне арктических тундр в 8 км от пос. Диксон (73° 30' с.ш.) одиночная птица была встречена 27 июня Н. В. Вронским (1985). И. И. Колюшев (1933) встречал залетных воробьев на арктическом побережье между Пясиной и Диксоном (Рогачева, 1988).

Фенология. В южной части края оседлая птица, но уже из южной тайги большая часть воробьев на зиму откочевывает к югу. Под Красноярском с конца марта воробьи строят гнезда; в теплые весны в середине апреля уже полные кладки, а в середине мая - летные птенцы. Затем родители принимаются за вторую кладку, птенцы которой выводятся в конце июня - начале июля. Под Красноярском бывают случаи и третьей кладки (Тугаринов и Бутурлин, 1911).

Размножение. Гнездится в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, застрехам, иногда в дуплах деревьев. Гнездо шарообразной формы сделано из травинок, соломинок, мочала, клочков бумаги, тряпочек, ниток, перьев и пр. Внутри находится лоток с мягкой подстилкой. В строительном материале много перьев и пуха, которыми выстилается не только внутренняя поверхность гнезда, но часто и наружные стенки. Наружный диаметр гнезда 120-130 мм, внутренний - около 80 мм, высота гнезда 80-100 мм, диаметр летка 70-80 мм (Михеев, 1996). Кладка - 5-6 белых, серовато-голубых или желтоватых яиц (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Питание. Пища в основном растительная, но птенцов выкармливает и сам весной кормится насекомыми. В тайге кормится преимущественно насекомыми и семенами диких растений, плодами. В городах и поселках придерживается мест, где есть зерно (элеваторы, скотные дворы, склады) (Сыроечковский, Рогачева, 1980).