Монгольский земляной воробей. Вид: Pyrgilauda davidiana Verreaux, 1871 = (Монгольский) земляной воробей. Настоящие воробьи. Подсемейство: Passerinae = Настоящие воробьи. Ткачиковые. Птицы-ткачи. Семейство: Ploceidae = Ткачиковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, пи

Вид: Pyrgilauda davidiana = Монгольский земляной воробей

Pyrgilauda davidiana = (Монгольский) земляной воробей

Семейство: Ploceidae = Ткачиковые

Pyrgilauda davidiana = (Монгольский) земляной воробей

Синоним: Монгольский воробей. Название вида на других языках: Давид бужирга (монгол.)

Полевые признаки. Светло-песочный, крылья и хвост, черные с белыми полосками, бока головы и брюшко белые, горло и основание клюва черные. Голос - тихое щебетание (Беме и др., 1998).

Распространение. Монгольский земляной воробей - довольно характерная птица юго-западной Тувы. Здесь проходит северо-западная граница ареала вида. На территорию Тувы монгольский земляной воробей проникает из Монголии по широким остепненным горным долинам Урег-Нурской и Убсу-Нурской котловин. Он найден на гнездовье в долинах рек Моген-Бурень, Аспайты, Шара-Харагай, Каргы, ее притоков Мугур и Саглы. Отмечен и западнее - в юго-восточном Алтае, в отрогах Сайлюгема и Чуйской степи (Сушкин, 1938; Дроздов и др., 1972). Монгольский земляной воробей распространяется в горы до высот 2200-2300 м над уровнем моря. Он ведет полуоседлый образ жизни, кочуя во внегнездовое время стайками в поисках корма в тех же местностях или несколько смещается на территорию МНР. Pyrgilauda davidiana = (Монгольский) земляной воробейВстречается в это время и у стоянок чабанов. В зимний период времени монгольские земляные воробьи держатся по открытым от снега участкам горных долин. Так же, как и большинство зимующих птиц, они придерживаются пологих склонов, защищенных от ветра и хорошо прогреваемых солнцем (Баранов, 1991).

Места обитания. Основные местообитания монгольского земляного воробья - слегка всхолмленные пологие склоны гор, мелкосопочник в предгорьях хребтов, горные плато в междуречьях, на которых развиты злаково-разнотравные или щебнистые опустыненные степи, иногда со скальными останцами или обнажениями.

Численность. Состояние численности популяций монгольского земляного воробья в Туве не вызывает опасений. Более того, птицы, гнездящиеся на территории юго-западной Тувы, практически не подвержены антропогенному прессу и имеют прямой контакт с популяциями Монголии, где этот вид является одним из фоновых (Козлова, 1975).

Размножение. Свое гнездо монгольский воробей устраивает обычно в нежилой норе пищухи или суслика. Для его строительства в основном используется материал бывшего хозяина-грызуна: сено, волос, пух, шерсть и кусочки войлока. Гнездовое сооружение имеет почти шаровидную форму с боковым выходом. В кладке 5-6 белых яиц .Pyrgilauda davidiana = (Монгольский) земляной воробей

СТАТУС. Редкие виды (III категория)

Ареал обитания

Редкий, узкоареальный вид. Длина крыла 84-879 мм. Степная зона.

Распространение. В Россию заходит северная граница ареала. Гнездится только в трех районах: в Юго-Восточном Алтае - хр. . Сайлюгем между долинами рек Юстыд и Уландрык, а также по всей южной и юго-западной окраине Чуйской степи на север до долины р. Тархаты, на восток до села Ташанта, на юго-западе Тувы (р-н Мугур-Аксы) и в Юго-Восточном Забайкалье (южная Даурия, Борзинский р-н, северный берег оз. Зун-Торей) (1 - 4). Вне России встречается в Монголии (1, 5).

В Горном Алтае ведет оседлый образ жизни, населяет холмистые и выровненные моренные отложения, образующие переходную ступень от степной равнины к горным склонам. По горным степям и остепненным альпийским лугам доходит до высоты 2000 - 3000 м. На юго-западе хр. Танну-Ола обитает в среднегорье на высоте 1200 - 2200 м, перемещаясь зимой р долины рек (реки Каргы и Сакты).

Гнездится в злаково-полынно-тонконоговых, злаково-полыннокарагановых, каменисто-щебнистых степях. Гнездовые участки приурочены к поселениям грызунов, преимущественно длиннохвостого суслика и пищух, в норах которых земляной воробей устраивает гнезда. Гнездо располагается в расширении норы - в гнездовой камере, на расстоянии до 0,5 м и более от входа. Само гнездо - массивная постройка, иногда шаровидной формы, из сухой травы, свалявшейся шерсти, погадок хищников, отчасти - перьев. В кладке 5 - 6 яиц. Гнездится отдельными парами, после вылета птенцов образует стайки по 20 - 25 особей, а в зимнее время собирается в большие стаи (иногда вместе с другими видами) до 100 птиц.

Зимой совершает небольшие местные кочевки ближе к жилью человека или в более низкие пояса гор. В это время держится в местах, вытоптанных скотом, на бесснежных участках (1, 2, 4, 5).

Численность. Общая численность неизвестна. На Сайлюгеме редок, по окраинам Чуйской степи обычен, в юго-западной части хр. Танну-Ола в среднегорье обычен, в субальпийском поясе редок. Зимой в долинах рек и в антропогенном ландшафте Тувы многочислен. Однако, учитывая спорадичность и ограниченность гнездовой территории в России, запасы вида, очевидно, весьма невелики. В Монголии обычен (1, 2, 4, 5).

Лимитирующие факторы. Ограниченность распространения и невысокая общая численность в нашей стране, возможно, обусловлены обитанием вида на периферии его ареала.

Меры охраны. Необходимо изучение размещения, численности, экологии вида, выявление мест концентраций на гнездовье и организация заказников. Конкретные меры охраны не разработаны.

http://www.nature.ok.ru ; http://birds.krasu.ru