Обыкновенная сойка. Вид: Garrulus glandarius (Linnaeus, 1758) = (Обыкновенная) сойка. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Garrulus glandarius = (Обыкновенная) сойка

Вид: Garrulus glandarius = (Обыкновенная) сойка

Читать : Говорливая сойка

Слово сойка — уменьшительная форма от древнерусского названия этой птицы соя. Предполагается, что название родственно глаголу сиять и дано птице за яркое оперение.

Внешний вид

Размером с галку. Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на колове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневый, крылья, хвост (у некоторых подвидов и верх головы) — черные, надхвостье белое, перья на плечах — ярко-голубые с узкими черными полосками. Голова у соек Сибири рыжая, у европейских птиц — беловатая с продольными бурыми пестринами. От кукши можно отличить по белому надхвостью и черному хвосту. Взрослые особи имеют рост 15 см и длину с хвостом 25—40 см. Вес 150—200 г.

Garrulus glandarius = (Обыкновенная) сойкаМеста обитания

Распространена почти по всей Европе, в Северной Африке, Малой Азии, на Кавказе, в Северном Иране, южной части Сибири, на Сахалине, в Корее, Китае и Японии.

Образ жизни

Garrulus glandarius = (Обыкновенная) сойка

Лесная птица. В большей части ареала — кочующая птица, местами перелетная, на юге — оседлая. В гнездовой период скрытна, в остальное время хорошо заметна. Крик — резкое «чжээ — чжээ». Песня — набор резких звуков и подражаний другим видам птиц.

Питается как растительной, так и животной пищей. У европейских подвидов основная пища — жёлуди. Делая значительные (до 4 кг) запасы на зиму, способствует распространению дуба. Также питается различными ягодами, семенами, насекомыми, при случае — мелкими грызунами, ящерицами, лягушками. Поедает яйца из гнезд.

Гнездо помещается на боковой ветке дерева, на высоте 1,5—5 м. Диаметр гнезда 21—30 см, гнездо делается из тонких веток, внутренние стенки — из сухих стеблей травянистых растений, глубокий лоток выстлан упругими корешками, травинками и шерстью. Изредка сооружает гнезда яйца в дуплах. Кладка из 5—7 зеленоватых с буро-серыми пятнами яиц, длина яиц 28—33 мм. Откладывает яйца в апреле—июне. Насиживание длится 16—17 дней, выкармливание птенцов 19—20 дней. В насиживании и выкармливании принимают участие оба родителя. Вылет птенцов — в июне. Выводки держатся при родителях до осени.

СОЙКА (Garrulus glandarius) небольшая, примерно с галку птица, весит она 150—200 г. Сойку нетрудно узнать по общей рыжеватой окраске верхней и нижней части туловища, по ярко-голубым с черным ободком пятнам у сгиба крыла (зеркальцам), черным усам, черным концам крыльев и хвосту и по беловатой, рыжей или черной голове, на которой при тревоге заметен хохол. Распространена эта птица почти по всей Европе, в Северной Африке, Малой Азии, на Кавказе, в Северном Иране, южной половине Сибири, на Сахалине, в Корее, Маньчжурии, в сФотоеверной части Монголии, в Китае и Японии.

На большей части ареала она кочующая, часть птиц местами перелетная, а на юге оседла. Населяет хвойные, смешанные и лиственные леса, предпочитая участки с хорошо выраженным подлеском. На юге гнездится также среди кустарниковой растительности. В странах Западной Европы сойки нередко гнездятся теперь и в городах.

К размножению сойки приступают рано. С наступлением первых весенних дней они распадаются на пары и вскоре приступают к постройке гнезд. Последние строятся самкой и самцом, чаще на ветвях молодых и средневозрастных деревьев, на высоте 1,5—5 м; иногда гнездятся в дуплах деревьев. С конца апреля — начала мая в средней полосе, несколько позднее в северной в гнездах появляется 5 — 7, иногда до 10, яиц бледно-зеленоватой или желтоватой окраски с бурыми пестринами. Насиживают оба члена пары в течение 16 —17 дней начиная с откладки первого яйца.

Птенцов выкармливают также оба родителя на протяжении 19 — 20 дней. Вылет птенцов в средней полосе страны начинается около середины июня, южнее — в начале этого месяца. Выводки держатся при родителях до осени, после чего распадаются.

Питается сойка смешанной пищей. Растительные корма — желуди дуба, различные ягоды — она употребляет главным образом осенью и особенно зимой. Из желудей делает запасы на зиму, иногда значительные (до 4 кг). Часть спрятанных желудей птица выкапывает из-под снега, часть остается и прорастает. Весной и летом сойка питается в основном насекомыми, в том числе такими вредными, как майский жук, жук-усач, долгоносики, листогрызы, гусеницы шелкопрядов и др. Из других животных при случае сойка поедает мелких грызунов, мелких птичек и их яйца, ящериц, лягушек.

Уничтожением вредных насекомых и распространением семян дуба сойка приносит пользу лесному хозяйству. Вред от разорения гнезд мелких птиц незначителен.

http://www.floranimal.ru; http://www.ecosystema.ru