Синицы. Род: Parus Linnaeus = Синицы: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Parus = Синицы

Фото Синицы

Род: Parus Linnaeus = Синицы

Фото Синицы

Читать: Синицы в доме

Синицы - самые знакомые нам с самого детства птицы. Они получили свои имена за цвет перьев, так как синицы - значит "синие". Хотя на самом деле синих тонов в оперении синиц мало, и то не у всех видов. Кроме того, эти птицы практически постоянно издают довольно громкий мелодичный посвист - "сии-сии", что и, возможно, послужило основанием для их названия: «синицы».

Синицы Фото

Самым крупным видом синиц, живущим у нас в стране, является большая синица. Она действительно больше по величине, по сравнению с другими своими сородичами, но среди прочих птиц она не такая уж крупная, так как весит около 20 граммов. Ее можно видеть в городах и селениях зимой чаще других. В это время часть синичек откочевывает на юг, другие остаются в лесу, а часть прилетает к человеческому жилью, где легче прокормиться и пережить зимнюю стужу.

В зимнее время синицы меняют свои пищевые привычки и становятся в полном смысле всеядными птицами. Они с аппетитом поедают хлебные крошки и любую крупу, кусочки варенного мяса и сала. Но за зиму все-таки погибает много птиц именно от голода, и по статистике из 10 синиц до весны, в лучшем случае, доживает 1-2. А причина их высокой смертности кроется в том, что голодная птица не переносит даже слабых морозов.

Фото синицы

Пройдет зима, пригреет весеннее солнышко, и синицы с ранней весны начнают подыскивать место для гнезда - дупло или другое подходящее укрытое место. Синицы - многодетные родители: у них в гнезде 10-14 птенцов не редкость. А чтобы прокормить такое семейство, родителям приходится прилетать к гнезду с кормом раз по 400 в день, принося птенцам добытых насекомых. И так продолжается две недели, пока птенцы не станут на крыло. При этом родители докармливают уже подросших птенцов еще некоторое время после их вылета из гнезда.

Нередко, докармливание птенцов целиком лежит на одному папаше, так как самка в это время уже сидит на яйцах второй кладки. Потом снова две недели титанического труда - выкармливание птенцов в гнезде, потом – их докармливание...

За это время родители не только выкармливают свое многочисленное потомство, но и сами интенсивно питаются, они уничтожают массу насекомых! Установлено, что взрослая синица за сутки съедает примерно в два с половиной раза больше собственного веса, а это примерно 50 граммов! простой расчет показывает, что пара синиц, вместе с двумя выводками, может надежно защитить от вредителей сад из 40 фруктовых деревьев.

Лазоревка – не только самая красивая синица, но любопытны и трогательны взаимоотношения пары этих синичек. Когда самка сидит на яйцах, самец кормит ее чуть ли не каждый час. Кормит он ее и тогда, когда появляются птенчики, так как первые дни самка не оставляет их - постоянно греет своим телом. Потом в течение 20 дней оба родителя раз по 300 прилетают к гнезду ежедневно, принося своим детишкам еду.

Синица московка, или малая синица, действительно маленькая, самая маленькая из живущих в Европе синиц. По образу жизни очень похожа на лазоревок (самку тоже кормит самец, столько же дней они выкармливают птенцов, примерно столько же раз прилетают к гнезду и так далее).

Есть и другие синицы. Ты их узнаешь по очень заметному "опознавательному знаку" - белым "щечкам" - большим белым пятнам по бокам головы, хорошо видным даже издали.

Синицы используют ароматерапию

Ученые установили, что птицы выстилают гнезда ароматическими растениями, такими как мята, лаванда и карри, которые убивают бактерии. Таким образом синицы создают птенцам более стерильные условия обитания, что позволяет им быстрее расти и повышает их шансы на выживание.

Ароматерапию применяют и самцы скворцов — правда, в иных целях: они украшают гнезда для привлечения самок. Но как только самка откладывает яйца, скворцы прекращают приносить в гнезда ароматические растения.

По словам ученых, синицы очень придирчиво относятся к подбору растений для обеззараживания гнезда. Кроме того, у каждой птицы имеются собственные пристрастия: синицы, обитающие на территории, где в изобилии растет лаванда, предпочитают выстилать гнезда мятой, за которой им приходится летать довольно далеко.

Объяснить, как формируются такие предпочтения и каким образом птицы передают из поколения в поколение знания о «правильных» растениях, орнитологи пока не могут.