Оляпка. Оляпки. Род: Cinclus Linnaeus = Оляпки. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Cinclus Linnaeus = Оляпки

Род: Cinclus Linnaeus = Оляпки

Подотряд: Oscines = Певчие

Cinclus cinclus (Linnaeus, 1758) = Обыкновенная оляпка

Темно-бурые птицы размером со скворца с очень густым, несмачивающимся оперением. Хорошо плавают. Питаются водными насекомыми и рачками, которых собирают среди камней на отмелях или ныряя под воду и бегая по дну быстротекущих ручьев и речек. Под водой раскрывают крылья так, что сила потока прижимает птицу ко дну, а сложив их — пробкой всплывают. Нырять в стоячей или медленно-текущей воде не могут.

Гнездятся по берегам быстрых прозрачных рек, нередко под водопадами. Зимуют на незамерзающих участках рек.

У многих коренных жителей Севера принято вешать над колыбелью ребенка крылышко оляпки, чтобы он, когда вырастет, тоже не боялся холода и воды.

Cinclus cinclus (Linnaeus, 1758) = Обыкновенная оляпка

В России 2 вида: обыкновенная оляпка, бурая оляпка.

Оседлая птица. Гнезда в виде шара с боковым входом строят по берегам на скале или обрыве. Они построены из мха и стебельков трав. В кладке 4-7 белых яиц. Бросается в быстрые потоки, бежит по дну, цепляясь коготками за камешки. Склевывает насекомых и личинки, которых находит на дне.

Это необычные птицы - небольшие певчие птички, способные даже зимой нырять в ледяную прорубь. Ростом она с небольшого дрозда, только более плотная. Короткий хвостик, задорно поднятый кверху. Верх головы, крылья и хвост у нее темно-бурые, спинка аспидно-серая, на горле и груди ярко выделяется белая манишка.

Родственница обыкновенной оляпки – оляпка бурая, отличающаяся от обыкновенной одноцветной темно-бурой окраской и чуть большей величиной.

Когда оляпка движется под водой, ее тело покрыто воздушными пузырьками, как ртутью. Помимо густого оперения и теплого пуха оляпки приобрели и некоторые другие адаптивные черты для подводной охоты. Их ноздри прикрывает перепонка. Возле ушных отверстий имеется кожистый клапан. Глаза оляпок по строению близки к глазам водных позвоночных – имеют плоскую роговицу и круглый хрусталик. В воду оляпка может погружаться либо постепенно, заходя все глубже и глубже, либо ныряя с края льдины или камня. Погружаясь на глубину, птичка помогает себе крыльями, как это делают пингвины, нырковые буревестники, некоторые чистики и нырковые утки.

Ноги оляпки довольно высокие и сильные, с крепкими пальцами и прочными когтями — ведь нырнув, птичка обычно движется не в толще воды, а по дну, цепляясь лапами за камни и грунт. Под водой оляпка может оставаться до 50 с, пробегая за это время до 20 м. Передвигается она при этом так, что голова все время пригнута вниз, а хвост и задняя часть тела находятся чуть выше. Крылья при этом находятся в таком положении, что быстрый поток прижимает птицу ко дну, помогая удержаться и не всплыть. Вот почему оляпки выбирают места с быстрыми реками, которые обычно бывают в горах.

К гнездованию оляпки приступают довольно рано. В ясную погоду их красивую громкую песню можно услышать даже среди зимы. А в марте птицы образуют пары в местах, где затем сделают гнезда. Пара оляпок занимает участок реки или ручья протяженностью 2—3 км. А за этими пределами, если местность подходящая, начинаются владения другой пары птиц. Гнездятся оляпки всегда вблизи воды. Из зеленого мха, сухих листьев и травинок они строят большое круглое гнездо с толстыми стенками около 40 см в поперечнике. Диаметр гнездовой камеры бывает около 20 см. Сбоку расположено широкое входное отверстие диаметром около 9 см. Для сравнения: у не менее крупных скворцов и пестрых дятлов ширина летка составляет около 5 см.

Гнезда оляпок помещаются в трещинах скал, нависших над водой, или в корнях подмытых деревьев. Увидеть их непросто – нередко гнездо скрыто от посторонних глаз потоком воды, низвергающейся с нависшего над гнездом уступа. Насиживание у оляпок продолжается 17—20 дней. Насиживает кладку только самка, но выкармливают птенцов в течение 20–25 дней оба родителя. За год оляпка успевает вырастить два выводка. Молодые оляпки, покинувшие гнездо, отличаются от взрослых более бледной окраской и хорошо заметными пестринами. Но уже осенью птенцы линяют, приобретая взрослый наряд.