Крапивниковые. Семейство: Troglodytidae = Крапивниковые. Обыкновенный крапивник. Вид: Troglodytes troglodytes = (Обыкновенный) крапивник. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Troglodytidae = Крапивниковые

семейство КРАПИВНИКОВЫЕ (Troglodytidae)

Подотряд: Oscines = Певчие

Очень мелкие птицы (длина тела от 8 до 22 см). Окраска верха тела рыжевато-коричневая, брюшко более светлое. Клюв шиловидный, тонкий, острый, иногда чуть изогнут книзу. Крылья короткие, округлой формы. Летают мало, на небольшие расстояния, предпочитая передвигаться по ветвям и по земле в зарослях растительности. Отличительной особенностью этих птиц является поднятый кверху короткий хвостик. 14 родов, около 60 видов. Распространены в основном в Южной Америке и на юго-западе Северной Америки. Крапивник обыкновенный — единственный вид, который встречается за пределами Америки, на значительной части Евразии и Северо-Западной Африке. В России это — единственная из птиц американского происхождения, которую орнитологи называют «королем заборов» за ее любовь к живым изгородям и захламленным, заросшим кустарником участкам.

Troglodytes Vieillot = Крапивники

Самцы многих видов мелодично поют, у некоторых видов поют и самки. Большинство моногамы, но есть и полигамы. Характерной особенностью их размножения является избыточное, превышающее количество самок, число гнезд (6-12), которое строит самец на своей территории. При этом часть гнезд достроена и готова для размножения, а недостроенные служат для привлечения самок. Гнезда строят в дуплах, расселинах скал, завалах густой растительности, в густых кустах или на деревьях невысоко над землей. Они представляют собой массивные сферические постройки с боковым входом, сплетенные из травы, мха, сухих листьев, лоток выстлан мхом и мелкими перьями или же не выстилается ничем. В кладке в тропиках 2-5, в умеренных широтах 6-10 яиц, белых или голубоватых, иногда с темными крапинками. Насиживает кладку самка 14-15 дней. Птенцы вылетают из гнезда через 16-18 дней. У некоторых видов в году две кладки.

Питаются насекомыми и пауками, которых разыскивают среди листвы, на земле, у кромки воды на берегах водоемов. Иногда поедают ягоды и семена.

Вид: Troglodytes troglodytes = Обыкновенный крапивник

Одна из самых мелких певчих птиц. Клюв довольно длинный, тонкий. Крылья короткие, округлые. Ноги очень сильные. Оперение мягкое, пушистое. Над глазом светлая бровь. Верхняя сторона тела, крылья и хвост каштаново-бурые, с поперечным темным рисунком. Низ сероватый или буроватый с темным поперечным рисунком. Половой диморфизм выражен.

Песня красивая, состоит из громких, звенящих на высокой ноте трелей. Поет во все сезоны года, за исключением времени линьки.

Стай не образует. Гнездится замаскированно в нижнем ярусе леса близ воды в зарослях низких, захламленных завалами кустарников. Очень любит заросли шиповника и груды сваленных веток, где чувствует себя в полной безопасности. Благоприятны для него темные распадки с горными ручьями, зарослями красной и черной смородины, каменистыми сырыми берегами с завалами и нависшими корнями.

С наступлением теплых майских дней самец приступает к строительству сравнительно массивного гнезда округлой формы, с боковым входом. Состоит оно из сухих стеблей и листьев травы, клочков мха. Во время постройки гнезда самец заливисто насвистывает, чем привлекает к себе самку, которая и достраивает лоток гнезда, старательно выстилая его мягкой шерстью и перьями.

Кладка содержит 3—9 белых яиц с мелкими красновато-бурыми точками-крапинками. Насиживает самка в течение 13—16 дней. Она же выкармливает птенцов мелкими насекомыми, преимущественно вредителями леса. После вылета из гнезда молодые ведут одиночный образ жизни. Отлетают на зимовку незаметно. В осенне-зимний период питаются семенами и ягодами различных растений.