Род: Regulus Cuvier, 1800 = Корольки. Корольки. Семейство: Regulidae = Корольковые. Род: Regulus Cuvier, 1800 = Корольки. Род: Leptopoecile Severtzov, 1873 = Расписные синицы, славковидные корольки. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология,

Род: Regulus = Корольки

Род: Regulus Cuvier, 1800 = Корольки

Читать : КОРОЛЬКИ И РАСПИСНЫЕ СИНИЧКИ

Корольки (лат. Regulus) — род птиц из отряда воробьинообразных, единственный в семействе корольковых (Regulidae). Корольки располагают прямым, тонким клювом, края которого вогнуты, а ноздри прикрыты кожистой чешуйкой, слабо выемчатым хвостом, цевкой, одетой роговыми голенищами и рыхлым густым оперением, на темени отличающимся яркими цветами. 7 видов, водящихся в Европе, Азии и Сев. Америке. Жёлтоголовый К. гвоздик (R. cristatus; см. табл. Певчие птицы), длиной 9,6 см; преобладающий цвет верхней стороны оливково-зелёный с оливково-бурым, верхняя часть головы золотисто-жёлтая, удлиненные перья темени ярко-оранжевые, нижняя сторона ржаво-желтовато-белая, бока рыже-бурые; самка отличается тем, что середина темени не оранжевая, а жёлтая. Водится во всей Европе до крайнего Севера и всей Азии до Приамурского края; держится преимущественно в хвойных, особенно сосновых лесах.

Красноголовый К. (R. ignicapillus) сходен с предыдущим, но более жёлтого цвета, широкое пятно на темени тёмно-оранжевое, лоб красно-бурый, узкая полоса, огибающая переднюю часть головы, и широкая над глазом — чёрные, под глазом белая черточка; у самки темя желтовато-оранжевое. Водится в Германии, Франции, Испании, Италии и Греции. Держится в хвойных лесах, особенно еловых. По образу жизни оба вида сходны, живут преимущественно на высоких деревьях, оседлы или кочуют; питаются мелкими насекомыми и семенами, главная пища их зимой состоит из яиц и личинок насекомых. Птенцов выводят в мае и июле; шарообразные гнезда, сделанные из мха, шерсти, паутины гусениц и выстланные перьями, прикрывающими отчасти и вход в гнездо, имеют толстые стенки, помещаются на концах тонких ветвей и бывают хорошо скрыты в ветвях. Первая кладка состоит из 8-10, вторая из 6-9 очень хрупких яиц длиной 13 мм, беловато — серого или бледно-красного цвета с серыми точками и жилками. Птенцы выкармливаются мелкими насекомыми.

Красноголовый королёк.Верхняя часть туловища оливково-зеленого цвета; стороны шеи оранжево-желтого цвета; лоб красновато-бурый. Узкая поперечная полоса, огибающая перед головы, и широкая продольная полоса над бровью черные. Широкое пятно между теменем и затылком темно-оранжевого цвета. Черта, пересекающая глаз, и кольцо около него темно-серые. Узкая белая черточка под глазами ограничена снизу темной полоской. Ушная область оливково-зеленая. Нижняя часть туловища серовато-белая, подбородок и горло бледного красновато-коричневого цвета. Глаза темно-карие, клюв черный, ноги коричневатые; у самки темя желтовато-оранжевое.

Кроме Германии, эта красивая птичка встречается во Франции, Италии, Греции и Испании, где она считается зимним гостем.

Оба вида имеют большое сходство между собой по своему поведению и образу жизни. Они часто живут в одних и тех же местностях, одинаково питаются и одинаково вьют гнезда. Первое подробное описание наружности и образа их жизни сделано моим отцом. Я включил это описание в свой рассказ, так как в позднейших описаниях не встречается никаких существенных изменений или пояснений.

Желтоголовый королёк — это оседлая или кочевая птица. Часто живет в течение целого года на маленьком пространстве в одну или в половину квадратной мили величиной. Однако в октябре появляется с севера множество птиц этого вида, они наполняют сады, хвойные и лиственные леса, а иногда и местности, покрытые кустарником. Часть из них зимует, а часть улетает на юг, чтобы вновь появиться в марте—апреле и посетить те же местности, где их видели осенью. У желтоголового королька песня состоит из двух нот, в конце которой слышится заключительная строфа. У красноголового звук «зи» тянется непрерывно, в одном тоне и не имеет заключительной строфы, так что вся песня гораздо короче, проще и, собственно, не что иное, как быстро повторяемое друг за другом «зи-зи-зи». У самцов иногда слышатся звуки, напоминающие пение хохлатой синицы. Вообще пение обоих видов так различно, что при тихой погоде легко можно, даже издали, отличить один вид от другого.

При спаривании самец красноголового королька так хохлится, что приподнятые перья на его головке образуют великолепную ярко-красную корону. При этом он беспрестанно кричит и, несколько приподняв крылья и хвост, прыгает в самых странных позах вокруг самки, которая ведет себя почти так же и дразнит его до тех пор, пока произойдет спаривание.

Оба вида корольков выводят птенцов два раза в год: в мае и в июле. Гнезда совершенно одинаковые у обоих видов: шаровидные, с очень толстыми стенками, вследствие чего при наружном объеме в 9—11 см внутри имеют только 6 см в поперечнике и около 4 см в глубину. Устроены эти гнезда на концах длинных сучьев еловых и сосновых деревьев, там, где густые ветки и иглы могут совершенно скрыть их, или на свешивающихся ветках, которые покрыты слоем материала, идущего в основание гнезда, так что дно гнезда образовано самой ветвью. Самка, которую при собирании материала иногда сопровождает самец, работает почти всегда одна, так как самец ей не помогает; поэтому она тратит на свою работу от 12 до 20 дней. Прежде всего она весьма искусно, отчасти на лету, обвертывает различными материалами ветки и заполняет промежутки и только после этого принимается за строительство стенок.

Первый, самый прочный слой состоит из сосновых лишаев и древесного мха, к которым иногда примешаны земляной мох и оленья шерсть. Но особую прочность придает этому слою гусеничная паутина, которой обернуты ветки, поддерживающие гнездо. Внутри оно выстлано птичьими перьями, бородки которых обращены внутрь; по краям же они так выступают, что отчасти прикрывают отверстие. У двух гнезд красного-левого королька, найденных моим отцом, из наружной стенки торчали оленьи и беличьи шерстинки. Подстилка состояла по большей части из шерсти косули, которая в одном гнезде была набросана поверх немногих перышек; наверху же были одни перья, так искусно вплетенные в загнутые края гнезда, что почти совсем закрывали узкое отверстие. Первая кладка состоит из 8—10, вторая — из 6—9 очень маленьких яиц, длиной в 13 мм и толщиной в 10 мм. Они покрыты по беловато-серому или бледно-красному фону серыми точками или жилками, которые обыкновенно расположены гуще на толстом конце. Яйца эти так хрупки, что с ними нужно обращаться с величайшей осторожностью, чтобы не раздавить их. Птенцы выкармливаются обоими родителями с большим трудом, так как они могут питаться только самыми маленькими насекомыми и личинками. Птенцы сидят очень тесно в гнезде и, чтобы разместиться, должны мало-помалу расширить свое гнездо. Семейство корольков недолго держится вместе. Старики или отделяются от птенцов первой кладки для второго высиживания, или после второй кладки соединяются с другими семьями в стаи.

Различные насекомые и личинки так же, как и мелкие семена, составляют пищу корольков. Летом они питаются маленькими жучками и гусеницами, зимой почти исключительно яйцами насекомых и личинками. Корм собирают на ветвях, между иглами или листвой, причем держатся, трепеща крыльями, иногда долго на воздухе перед замеченной добычей или гоняются за улетающими насекомыми.

Корольков нечасто увидишь в неволе, так как их очень трудно приучить к комнатной пище. Кроме того, они так нежны, что иногда умирают тотчас после поимки. Но привыкнув однажды к комнате, они, конечно, при хорошем уходе могут долго жить в клетке и становятся тогда самыми приятными комнатными птицами. Если им разрешить свободно летать по комнате, они принесут огромную пользу, уничтожая мух.