Завирушка. Лесная завирушка. Семейство: Prunellidae = Завирушковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология,

Семейство: Prunellidae = Завирушковые

Род: Prunella Vieillot, 1816 = Завирушки

Читать дополнительно : Зарянка и завирушка в доме

Семейство Завирушковые (Prunellidae) включает 12 видов воробьиных птиц, обитающих в умеренных лесах и горах от Скандинавии до Японии. Завирушковые – небольшие, воробьиного облика птицы с телом длиной 14–18 см. Окраска их неяркая, рыжевато-бурая с серым.

Вид: Prunella modularis (Linnaeus, 1758) = Лесная завирушка

Завирушки – осторожные малозаметные птицы, которые держатся преимущественно в нижнем ярусе растительности или на земле. Пение их состоит из щебечущих трелей с включением выкриков и позывов. Большинство завирушковых – перелетные виды. Есть завирушки, которые живут в горах в кустарниковых зарослях до высоты 5000 м над у.м. и совершают вертикальные кочевки – зимой в предгорья, весной – в обратном направлении, в горы.

Гнездиться эти птицы предпочитают в лесах (часто хвойных). Гнезда устраивают невысоко на деревьях, кустарниках, на земле, иногда (горные виды) – в трещинах скал. Гнездо в виде плотной открытой чаши из растительного материала с лоточком, выстланным шерстью, волосом и перьями, строит самка В кладке 3–6 гладких, голубоватых или зеленоватых яиц, которые насиживают оба родителя или одна самка в течение 12–13 дней. Еще около двух недель птенцы проводят в гнезде. У большинства видов две кладки в году.

В семействе встречаются все типы отношений между полами – от типичного, с образованием пары, до полигамного, когда один самец спаривается с 2–3 самками, и полиандрического (каждая птица может иметь несколько партнеров).

В период размножения завирушки выкармливают птенцов и питаются сами мелкими насекомыми, которых собирают с травянистых растений и кустарников нижнего яруса, с земли и подстилки. Во время миграций в питании важную роль играют семена.

Лесная завирушка (Prunella modularis) – птица размером чуть меньше воробья, с черновато-бурым клювом, уплощенным к концу и расширенным в первой трети. Ноги у завирушки желтоватые, глаза коричневые. Верх головы темно-серый с пестринами, ушные перья выделяются беловатыми штрихами. Спина и бока ржавчато-бурые (бока в бурых пестринах), поясница и надхвостье тоже бурые, горло и середина зоба серые, брюшко беловатое. Оба пола окрашены одинаково, но самки отличаются несколько меньшими размерами.

Область гнездования лесной завирушки охватывает почти всю Европу (кроме Греции и Южной Италии, безлесного Юго-Востока и нашего Севера), Малую Азию, Британские острова, Сирию, Иран, Кавказ, юг Крыма. Зимует эта птица в Европе, Северо-Западной Африке, Малой Азии, на Кавказе.

Большую часть времени в период гнездования проводит в густом мелколесье и предпочитает леса с густым кустарником. Открытых местообитаний избегает. У нас гнездится в ельниках и смешанном мелколесье, на опушках лиственных лесов, в старых хвойных лесах с густым подлеском, в елово-ольховых поймах с березами, липами, кленами, дубами. В Центральной Европе заселяет небольшие населенные пункты с живыми изгородями и густыми кустарниками, встречается на окраинах крупных городов и в парках.

На пролете лесную завирушку можно увидеть в старых лесах и садах с густым кустарником, в еловом мелколесье, а при отсутствии леса – в бурьянах и зарослях высоких трав, в кучах хвороста и тростниках, часто в живых изгородях и приусадебных ягодниках, садиках с кустами.

Лесные завирушки – малозаметные птицы, пугливые и избегающие контактов с человеком. Крупных скоплений и стай они не образуют, на зимовках и на пролете держатся поодиночке или небольшими стайками.

Голос лесной завирушки – тихий щебет, но песня громкая и торопливая и звучит как звенящее щебетание.

В средней полосе лесные завирушки появляются в конце апреля. Образуются пары, самцы много поют, самки строят гнезда – обычно невысоко над землей (0,5 – 1,2 м), чаще всего на небольших елочках. Гнездо лесной завирушки представляет собой массивную постройку с основанием и стенками, выложенными еловыми веточками и зелеными мхами (кукушкин лен). Лоток, как правило, выстилается шерстью животных или спорангиями кукушкина льна, иногда края отделываются конским волосом.

В кладке 4–5 зеленовато-голубых яиц. Самка насиживает в течение двух недель, еще 12 дней вылупившиеся птенцы находятся в гнезде. Самка обогревает птенцов, позднее вместе с самцом их кормит, главным образом, паучками и мелкими насекомыми. Большинство пар делают вторую кладку, а в южных регионах – иногда и третью. После вылета из гнезда молодые некоторое время держатся поблизости и их докармливают родители, а затем они группируются в небольшие стайки. На зимовку улетают в конце сентября.

Питаются лесные завирушки насекомыми, весной и зимой поедают семена, собирая их на земле. С земли собирают и большинство насекомых.

В клетки любителей завирушки попадают очень редко. Содержать этих птиц дома нелегко и любитель должен иметь опыт и терпение, так как трудности будут встречаться на каждом шагу. Во-первых, завирушки не относятся к числу спокойных и доверчивых птиц – они очень боязливы, требуют к себе повышенного внимания. Во-вторых, питание завирушек в природе недостаточно изучено, и, следовательно, составлять рацион для них далеко не просто. Несколько больше опыта накоплено у западных любителей. Корм включает в себя семена и смесь для насекомоядных, в которую добавляют немного насекомых, тертый сыр, несколько порезанных мучных червей. Мучных червей нужно давать и в зимний период. Зерновой корм включает в себя обмолот, рапс и сурепку, посевной рыжик, просо и мак..

Источник:Данная статья была опубликована в № 29/2004 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".