Славка-мельничек. Вид: Sylvia curruca = Славка-мельничек. Славки. Род: Sylvia Scopoli, 1769 = Славки. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология,

Вид: Sylvia curruca = Славка-мельничек

Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные

Подотряд: Oscines = Певчие

Семейство: Sylviidae Leach, 1820 = Славки Старого Света, славковые

Род: Sylvia Scopoli, 1769 = Славки

Вид: Sylvia curruca = Славка-мельничек

Вид: Славка-мельничек (Sylvia curruca)

Читать : Славки

Размером эта птица с мелкую синицу. Типичного славочьего облика, с пепельно-серой головой и буроватой спиной, сероватым надхвостьем. Маховые и рулевые – бурые, низ белый до самого горла, брюшко белое, бока со светло-бурым оттенком. Клюв рогового цвета с бурым оттенком, основание подклювья беловатое.

Область гнездования простирается от Великобритании и Скандинавии через Европейскую Россию, Урал и Сибирь до Оби и Енисея и от Малой Азии до Гоби и Алашаня. Зимует в Южной Сахаре, Абиссинии, Сомали и в Азии – в Индии и Шри Ланке.

Славка-мельничек предпочитает селиться в кустарниковых зарослях по опушкам лесов и полянам, в садах и парках – часто в крупных городах и их пригородах, на вырубках с кустарниками и пневой порослью, в речных поймах с редкими деревьями и мелколесьем. Ведет дневной образ жизни, держится в кустах, часто высоких, и на молодых деревцах. Вниз до травянистого яруса и земли спускается редко.

В средней полосе появляется в первой декаде мая, сначала держится скрытно, а затем, дней через 15, самцы занимают участки и начинают петь. Сначала тихо, вполголоса, а затем, распеваясь все сильнее, они оповещают о своем владении участком и своем праве на самку. Поют самцы, сидя на кроне куста или дерева, выскакивая на сухую ветвь, и могут не совершать типичных для других славок токовых полетов.

Пение славки-мельничка – типичный славочный «говорок» и громкая трель, звучащая как «кле…кле-кле-кле-кле»…» (как говорят любители: «рассыпает горох по фанере»).

Построив на выбранном участке – на кустах, молодых елочках, сосенках близко от земли или чуть повыше, иногда до высоты человеческого роста – несколько сигнальных гнезд, самец ждет появления самки и демонстрирует их, поочередно облетая с ней каждое. Если в конце концов самка проявляет положительную реакцию на одно из них, она достраивает его уже самостоятельно.

Гнезда мельничка по сравнению с другими славками и относительно размеров птицы небольшие. Наружный, более рыхлый, слой собирается из стебельков, в основном злаков. Внутренний слой сплетается из тоненьких корешков, стебельков и конского волоса – он делается более тщательно. В строительстве гнезда могут использоваться и лубяные волокна, перья, паучьи коконы, растительный пух, конский волос.

В кладке 4–6 белых или серовато-буроватых яиц, испещренных темными отметинами ближе к тупому концу. Насиживает самка. Птенцы покидают гнездо нелетными и первое время держатся в траве и на кустах поблизости.

В августе подросшие молодые вместе со взрослыми отлетают на зимовки.

Основной корм мельничка – насекомые и пауки, которых птицы собирают, лазая по тонким ветвям и осматривая их, начиная с кроны и в течение дня, по мере прогревания, спускаясь книзу. Во второй половине лета в большом количестве мельнички поедают ягоды.

В России не было традиции держать дома мельничков, и мало кто из любителей имел с ними дело. Немногие, содержавшие этих птиц, отмечают приятное и необычное пение и повадки, делающие их интересными обитателями клеток..

Источник:Данная статья была опубликована в № 10/2005 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".