Пестрый дятел. Дятлы, дятлообразные:Отряд: Picariae, Piciformes = Дятлы, дятлообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Dendrocopos = Пёстрые дятлы

Род: Dendrocopos Koch = Пёстрые дятлы

Читать : Дятловые

Представители рода Dendrocopos или Пёстрые дятлы – это средние и мелкие дятлы, имеющие черно-белую, реже буро-белую окраску. У большинства видов рода на голове самцов и молодых птиц имеется шапочка или пятно на затылке красного цвета. Подхвостье у пестрых дятлов розовое или белое, а крыло с круглым белым пятном или поперечными полосками. Ноги у пестрых дятлов четырехпалые.

На территории России и сопредельных государств насчитывается восемь видов из рода Dendrocopos Koch = Пёстрые дятлы: большой пестрый дятел, сирийский дятел, средний пестрый дятел, белоспинный дятел, рыжебрюхий дятел, малый пестрый дятел, большой острокрылый дятел, малый острокрылый дятел.

Фото Dendrocopos Koch = Пёстрые дятлы

Полет у пестрых дятлов волнообразный, потому что птица, сделав нескольких взмахов складывает крылья, и дальше летит несколько мгновений снижаясь, после чего новой серией взмахов крыльев, снова набирает высоту.

Основу пищевого рациона пестрых дятлов летом составляют в основном древесные насекомые и их личинки, а зимой - семена хвойных деревьев.

В качестве гнезда служит выдалбливаемое в стволе дерева дупло с округлым входом. В дупле подстилка отсутствует, и яйца откладываются непосредственно на древесную труху и щепки. Обычно в кладке пестрых дятлов насчитывается до 6 чисто-белых яиц.

Клюв у дятлов очень крепкий, он служит им для извлечения насекомых из весьма прочной древесины стволов и веток, а также семян из шишек хвойных деревьев. Весной, когда дятлы не прочь попить сладкий березовый сок, они используют клюв для пробивания дырок в бересте (коре берез). Не могут обойтись без клюва дятлы и при устройстве гнездовий в виде выдолбленного в дереве дупла. Причем на эту весьма тяжелую и трудоемкую работу у них обычно уходит не больше двух недель. Важна роль клюва и в брачный период, когда самец исполняет серенады своим подругам, барабаня клювом по сухому стволу или суку, таким образом приглашая их соединиться в законном браке.

Необычен и язык у дятлов. Он очень длинный и липкий, а на конце еще и с шипами. Так, у зеленого дятла он способен высунуться изо рта почти на 10 сантиметров. Благодаря этому, язык дятлов словно длинная тонкая змейка способен проникнуть во все закоулки дерева, как выдолбленные дятлом, так и проеденные короедами. Чтобы в глотке уместилось подобное насекомоловное устройство, пришлось эволюции, создавшей дятла, вывести из полости рта сухожильное основание языка и петлей обернуть вокруг черепа! Фото дятел большой пестрый

В местах обитания дятлов весной можно слышать характерные барабанные трели, причем каждый дятел стучит в своем ритме, и тогда древесный сук вибрирует под его ударами у каждого вида в особом частотном диапазоне. Знатоки, утверждают, что благодаря варьировании промежутками между ударами, продолжительность барабанной трели и другими аспектами своей «музыки», дятлы могут многое сообщить партнеру и сопернику. По барабанной трели можно определить: на своей территории барабанит дятел или претендует на чужую, зовет подругу или они уже соединились и дятел приглашает ее лететь за ним, чтобы показать выбранное для гнезда место…

На территории СНГ насчитывается 14 видов дятлов. И самый обычный из них - крикливый большой пестрый дятел, который чаще других попадается на глаза. Самый маленький из наших дятлов — малый пестрый, по размеру не превосходящий воробья.