Настоящие козодои. Caprimulginae = Настоящие козодои. Caprimulgidae = Настоящие козодои. Козодои, козодоеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Подсемейство: Caprimulginae = Настоящие козодои

Настоящие козодои

Читать : Настоящие козодои

Приметы: Козодой

Услышать их крик в темноте – плохая примета. Если они усаживаются на доме – это знак болезни, либо смерти.

Козодои, как и совы, обычно считаются птицами зловещими вследствие их ночного образа жизни и странно звучащего голоса. В некоторых частях северной и средней Англии их называют трупными птицами. В Ниддердейле их когда-то считали воплощением душ детей, умерших некрещеными. Услышать их крик в темноте - плохая примета, а если они усаживаются на доме (что они делают нечасто), то это знак болезни или смерти кого-либо из живущих в нем.

Русское название "козодой", являющееся калькой латинского Caprimulgus, происходит от очень древнего поверья о том, что эти птицы сосут вымя коз и вызывают у них слепоту. Эта идея, не имеющая под собой никакого фактического обоснования, существовала во времена Аристотеля и была весьма широко распространена.Как необычен этот обыкновенный козодой! У него вытянутое, более крупное, чем у скворца, тело, расширенный у основания клюв, окаймленный щетинками, большие темно-бурые глаза, клюв черный, короткая, частично оперенная нога с обращенным внутрь задним и соединенными у основания передними пальцами, на среднем — зазубренный коготь. Спина взрослых самцов буровато-серая с темными пестринами, брюхо рыжеватое в темных поперечина, на горле белые пятна. На хвосте большие пятна, белые у самцов, рыжие у самок.

Козодой, сумеречная и ночная птица, бесшумно летает, останавливается в воздухе и «трясется» на одном месте, день пересиживает на земле в тени. В брачный период трещит «тррр», длящееся до пяти минут и оканчивающееся вскриком и хлопаньем крыльев. При взлете птица «чокает».

Распространен козодой в смешанных и лиственных лесах на границе с открытыми пространствами от запада до Забайкалья. С зимовок в Африке и Индии прилетает в апреле, селится парами. 2 белых яйца, отложенные на голую почву или хвою, самец и самка насиживают около 2,5 недели. Птенец получает корм «из клюва в клюв». В сентябре козодой отлетает на зимовку.

Пища козодоя — ночные жуки и бабочки. http://www.aif.ru

КОЗОДОЙ СПЯЩИЙ (Phalaenoptilus nuttallii) гнездится на западе Северной Америки. Это небольшой козодой, имеющий короткий хвост. Местное население всегда считало, что эта птица зимой впадает в спячку. Но точные сведения, подтверждающие это, получены только недавно. Оказалось, что птицы (все ли, остается неизвестным) прячутся на зиму в расщелинах и углублениях крутых обрывов каньонов, температура тела у них снижается до 18—19° С (при норме 40—41° С) и птицы действительно впадают в оцепенение. Одна из таких оцепеневших птиц была окольцована, и выяснилось, что она возвращалась на это место на «зимовку» по крайней мере 4 раза.

У спящего козодоя (Phalaenoptilus nuttallii) некоторые особи способны впадать на зиму в настоящую спячку, прячась в расщелинах скал. Эта спячка может продолжаться 85 дней, причем температура тела птицы падает с 41° до 18—19°С. Одна из таких птиц, будучи окольцована, по крайней мере 4 раза возвращалась на зимнюю спячку в одно и то же место. Специального гнезда птицы не строят, и яйца (1—3) откладываются прямо на грунт. Окраска их от белой до розовато-серой, с многочисленными точками и отметинами черного, коричневого и фиолетового цвета. Насиживают и выкармливают птенцов оба родителя.

КОЗОДОЙ ВЫМПЕЛОВЫЙMacrodipteryx (=Semeiophorus) vexillaris - длина которого от кончика клюва до конца хвоста около 27 см, интересен тем, что весной у самца появляются белые «вымпелы»: внутренняя пара первостепенных маховых перьев вырастает до неимоверной по сравнению с размерами птицы длины—до 60 см. Эта птица голосом, по-видимому, не обладает. Гнездится в Южной Африке, а на «зиму» отлетает в Конго.

фото с сайта: http://www.mangoverde.com/wbg/picpages/pic83-82-1.html