Хохлатый баклан.Вид: Phalacrocorax aristotelis = Хохлатый баклан. Баклан. Род: StegaPhalacrocorax Brisson = Бакланы. Бакланы, Баклан,баклановые. Семейство: Phalacrocoracidae = Бакланы, баклановые. Веслоногие, пеликанообразные:Отряд: Steganopodes, или Pelecaniformes = Веслоногие, пеликанообразные: биология, экология, раз

Вид: Phalacrocorax aristotelis = Хохлатый баклан

Отряд: Steganopodes, или Pelecaniformes = Веслоногие, пеликанообразные

Семейство: Phalacrocoracidae = Бакланы, баклановые

Род: StegaPhalacrocorax Brisson = Бакланы

Вид: Phalacrocorax aristotelis = Хохлатый баклан

Вид: Хохлатый баклан

СТАТУС. Малочисленные виды (II категория)

Ареал обитания

Редкий вид с ограниченным распространением, численность сокращается угрожающе быстро.

Длина крыла 265 - 295 мм. Обитает на островах Арктики.

Распространение. В России гнездится только на северном побережье Кольского полуострова от государственной границы до устья р. Иоканги. До 1929 г. был распространен на севере Скандинавского полуострова только до Варангер-фиорда. В 1929 г. появился в районе архипелага Семь Островов. В 1932 г. гнездился на о. Харлове. В 40 - 50-х гг. текущего столетия расселился по другим участкам побережья, а в 1960 г. гнездовые колонии размещались по всему побережью и на островах Б. Гавриловский, Б. Гусинец, Харлов, Вешняк, Кувшин, Б. Лицкий, Кокуев, а также в губах рек Ручьи и Мертвячая. В настоящее время основная часть поселений сосредоточена в нескольких пунктах Восточного Мурмана, преимущественно в Гавриловском и Семиостровском участках Кандалакшского заповедника. Кроме того, небольшие колонии есть на западе Мурмана. Вне России хохлатый баклан населяет Украину,Исландию, Атлантическое и Средиземноморское побережья Европы, острова Средиземного моря, северо-западное побережье Африки, западное побережье Малой Азии (1, 3, 4) . Фото

Гнездовые колонии размещаются только на прибрежных высоких, отвесных скалах островов и морских побережий материка. Гнезда помещаются на небольших уступах, в расщелинах, на карнизах, в нишах, под большими глыбами, обычно в 15 - 20 м от вершины. Как правило, они расположены в местах, которые не занимаются кайрами и моевками. Гнезда - большие, громоздкие, небрежные постройки из ветвей ив, можжевельников, сухих слоевищ фокусов, лоток делается из сухой травы, стеблей вороники (1, 2, 6) .

Хохлатый баклан связан с сушей только в период размножения, остальное время проводит в море близ берегов. Зимует у побережий Южной Норвегии. Сезонные кочевки проходят вдоль берегов Скандинавского п-ова (1, 4, 6).

Численность. Общая численность вида в настоящее время оценивается в 150 - 200 пар, возможно несколько больше (5) . В 1932 г. на о. Харлове отмечена одна гнездящаяся пара, в 1935 г. здесь было уже 20 гнезд, в 1939 г.- 39 - 44 гнезда. Во время Великой Отечественной войны колония исчезла. После восстановления заповедника бакланы вновь появились на острове и заселили другие острова. На о. Вешняк в 1946 - 1947 гг. было 10 - 15 гнезд, в 1962 - 35, но в 1964 г.- только 15 гнезд (2, 6, 7). Максимальная численность баклана на Мурманском побережье зарегистрирована в 1960 г., когда удалось учесть 840 пар (2). В настоящее же время численность вида сократилась здесь почти в 4 раза.Фото

Лимитирующие факторы. Узкая пищевая специализация (питание рыбой) и специфика требований к местам гнездования обуславливают спорадичность и в целом ограниченность размещения вида. Отмечена низкая плодовитость (в кладке 2 - 3 яйца) и большая продолжительность пребывания птенцов в гнездах, что, вероятно, связано с существованием у северных границ ареала. Вследствие указанных репродуктивных особенностей в годы с неблагоприятной погодой и кормовой обстановкой успех размножения оказывается незначительным. Однако основные лимитирующие факторы обусловлены деятельностью человека: беспокойство птиц на местах гнездования (спугнутый баклан на гнездо не возвращается), разорение гнезд, незаконная охота. На сокращение численности, возможно, влияет ухудшение кормовой базы (5, 8).

Меры охраны. С 1979 г. охота на хохлатого баклана в Мурманской обл. запрещена. Хохлатый баклан внесен в список Видов, подлежащих полной охране на территории Мурманской обл. и в омывающих ее морях, утвержденный Мурманским облисполкомом (5). Необходимо дальнейшее изучение лимитирующих факторов, контроль за динамикой численности.

Источники информации: 1. Судиловская, 1951; 2. Герасимова, 1962; 3. Степанян, 1975; 4. Иванов, 1976; 5. Редкие и нуждающиеся в охране животные и растения Мурманской области, 1979; 6. Белопольский, 1957; 7. Коржева, Рахилин, 1975; 8. Костин, Тарина, 1981. Составитель: В. Т. Бутьев.