Обыкновенный филин. Филин.Филины. Род: Bubo Dumeril = Филины. Нормальные [настоящие] совы. Совы, совообразные:Отряд: Striges, или Strigiformes = Совы, совообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Bubo bubo = Обыкновенный филин

Вид: Bubo bubo Linnaeus = Обыкновенный филин

Читать : Обыкновенный филин

Обыкновенный филинФото - самая большая сова. В природных условиях крупные размеры, преимущественно рыжая или охристая окраска, большие «уши» и оранжевые глаза делают филина узнаваемым безошибочно. Надежных различий во внешности самца и самки нет. Молодые птицы летом легко определяются по остаткам пухового наряда. Дольше всего сохраняются пуховые «ушки», которые сменяются перьевыми примерно к 4-месячному возрасту. Осенью молодые становятся практически неотличимыми от взрослых с расстояния.

Обыкновенный филин встречается от Атлантического побережья к востоку до тихоокеанского побережья. К северу в Скандинавии до 69-й параллели, в долине Яны до 68-й параллели, до южной части Кольского п-ва, района Архангельска, в бассейне Печоры до 66-й параллели, в долине Оби и Лены до 65-й параллели, в Западной Сибири и в долине Колымы до 64-й параллели, в долине Енисея до 63-й параллели.

Звуковой репертуар филина очень богат и разнообразен. Брачный крик - «песня» самца - мощное низкое двусложное ухание «УУУгУ», повторяющееся несколько раз с промежутками 5-10 секунд или более, бывают и одиночные крики. От криков длиннохвостой и бородатой неясытей крик филина отличается продолжительностью звучания, мощью и самим рисунком песни. Крик самки ниже тоном, чем у самца, звучит как монотонное «уууух». Крики филинов слышны в ночной тишине на расстояние до 2-4 км. Иногда пара устраивает дуэтное пение. Крики самца могут переходить в дикий хохот, сменяться стонами, «плачем» и т. п., звучащими в ночном лесу жутковато. Крики филинов можно чаще всего слышать ранней весной, Фотоно также и в течение всего остального года, кроме самой глухой зимы. При беспокойстве у гнезда глухо «лают» или выкрикивают резкое «аик», «хаАха» и др. Филинята в гнезде и около него издают хриплые короткие свисты и другие звуки.

Повсеместно филин достаточно редок. В основном оседлая птица, совершающая лишь небольшие кочевки, хотя в северных частях ареала их протяженность, очевидно, увеличивается. На гнездовье филин может встречаться в самых различных биотопах: высокогорной кедровой и лиственничной тайге, в смешанных лесах по речным долинам, в сосновых борах на речных террасах, в низкогорной темнохвойной тайге. В горах населяет участки со скалами, обычно в долинах рек или по берегам озер. В равнинной тайге филины встречаются также по берегам рек и озер, по осветленным участкам, избегая сплошного леса. В степных местностях придерживается каменистых участков с выходами скал или песчаных береговых обрывов либо лесостепных районов.

Гнезда у филина как такового нет, яйца лежат в небольшом углублении на земле. Гнездование начинается рано, еще при почти сплошном снежном покрове. Интервал между откладкой яиц - 2-4 дня, размер кладки - 2-6 яиц, обычно - 3-4 яйца. Они белого цвета, округлой формы, размеры яиц - 53-66 х 45-54 мм. Насиживанием занята самка, самец обеспечивает ее кормом, по ночам и в сумерках временами «поет». Яйцу требуется для инкубации 32-35 дней. Птенцы разновозрастные, вначале одеты в бело-охристый пух, который затем сменяется на новый пуховой наряд в общем того же цвета, но с густой и неясной бурой полосатостью. Птенцы сидят в гнезде около месяца, затем держатся где-то поблизости, стараясь забраться на деревья, способность перепархивать приобретают в возрасте 50-60 дней.

Филины успешно защищают гнездо и птенцов от любых пернатых и наземных хищников, но нападать на человека осмеливаются очень редко и только угрожают с почтительного расстояния. Подросшие птенцы при невозможности избежать встречи с хищником принимают устрашающую позу, сильно распушая оперение, раскрывая «крышей» крылья, шипя и щелкая клювом.

Самостоятельная жизнь молодых филинов начинается осенью после распадения выводков. Молодые филины могут приступить к размножению уже в первую весну своей жизни.

Молодых птиц - первогодков, имеющих первый взрослый наряд, при ближайшем рассмотрении можно отличить по следующим признакам: у них все маховые перья одного возраста и примерно одинаково обношены, в то время как у взрослых филинов они постепенно сменяются и поэтому обношены по-разному. Вес молодых филинов составляет 2,0-3,3 кг, длина тела - 600-750 мм, крыло самцов - 430-468 мм, самок - 47,0-52,0, размах крыльев - 1600-1900 мм.

Добычей филинам служат самые разные животные так как он - типичный полифаг. Основные способы охоты — сумеречные и ночные полеты по открытым местам или негустому лесу и быстрые броски на обнаруженную жертву либо поджидание ее, сидя на возвышенной присаде. Основу кормовой базы составляют полевки, мыши, хомяки, суслики, бурундуки и другие грызуны, а также зайцы, рябчики, тетерева, глухари и т. д., и даже такая неудобная дичь, как ежи. Едят лягушек, рыбу, не брезгуют и насекомыми. Но все же, основу питания составляют звери и птицы средней величины.

Филин всюду редок, поэтому говорить о каком-либо вреде, приносимом филином охотничьему хозяйству, просто не приходится. Основными ограничивающими (лимитирующими) факторами для филина являются: состояние кормовой базы, наличие соответствующих мест для гнездования (глухие малопосещаемые участки леса, ниши в скалах и береговых обрывах, крупные дупла и др.), а также деятельность человека, которая проявляется в виде фактора беспокойства (особенно в период размножения), разорения гнезд и отстрела птиц, хозяйственное освоение территорий.

В природе филины живут до 20-25 лет -  известен филин, проживший более 21 года. Это значительно меньше, чем живут филины в условиях неволи. Так, в  зоопарках, эти птицы живут до 70-80 лет.