Домовый сыч. Род: Athene Boie = Домовые сычи. Нормальные [настоящие] совы. Совы, совообразные:Отряд: Striges, или Strigiformes = Совы, совообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Athene = Домовые сычи

Род: Athene Boie = Домовые сычи

Читать дополнительно : Обыкновенный домовой сыч

Род домовых сычей (Athene) распространен только в восточном полушарии. К этому роду относятся совы среднего размера, с общей длиной приблизительно 20-23 см, без перьевых ушек, плотного сложения, с закругленными, умеренной длины крыльями, с коротким хвостом. Лицевой диск полный, резко очерченный. Оперение ног варьирует - у южных форм пальцы покрыты щетинками, у северных оперены до когтей. Домовые сычи населяют главным образом открытые, часто культурные ландшафты; не избегают и пустынь. Исключение составляет индийский пестрый сыч (A. blewitti), населяющий густые леса Индии. Обыкновенный домовый сыч (A. noctua) имеет длину 23-28 см, при размахе крыльев 57-64 см, длине крыла 15-18 см, весит 160- 180 г.

Имеются географические различия в размерах, самки крупнее самцов. Окраска взрослых самцов и самок сверху бурая со светлыми беловатыми пятнами, особенно крупными на затылке, шее, плечах, крыльях. Маховые бурые, с сероватыми вершинами и беловатым поперечным рисунком, рулевые бурые с охристо-беловатыми поперечными полосами. Брюшная сторона белая с бурым продольным рисунком, лицевой диск, подхвостье, цевка белые. Радужина желтая, клюв желтовато-бурый, когти черновато-бурые. Домовый сыч широко распространен в Центральной и Южной Европе, в Северной Африке (включая Сахару, на юг до Судана, восточной части Эфиопии и Сомали), в Передней, Средней и Центральной Азии (на юг до Ирака, Афганистана, Белуджистана, на восток до Северного Китая, Тибета и Кореи).

Держится главным образом в открытом ландшафте, как в горах, так и на равнинах. На севере связан в значительной мере с культурным ландшафтом, на юге встречается преимущественно в засушливых местностях (пустынях, полупустынях и т. д.). Оседлая птица.

Домовый сыч образует постоянные пары, самцы и самки держатся вместе и вне периода размножения. Гнездится в норах, в обрывах, в постройках, иногда в скирдах сена; повидимому, иногда роет и собственные гнездовые норки. Собственно гнезда у него нет. Кладка обычна в апреле, на юге уже в конце марта. В ней 4-5, иногда и больше (до 8) белых яиц. Насиживает главным образом самка, в течение примерно 4 недель. В месячном возрасте птенцы покидают гнездо, но достигают полного роста, когда им исполнится 5 недель. Первое время выводки держатся вместе.

Охотится домовый сыч и днем, но главным образом в сумерках и в начале ночи. Пища состоит из грызунов, насекомых, пресмыкающихся и птицПолевые признаки. Небольшая сова, похожая на мохноногого сыча. Отличается от него более светлой окраской, продольными (не округлыми) белыми пестринами на голове и неясно выраженным лицевым диском. Голова большая, приплюснутая, пальцы оперены. Сидя, иногда покачивает хвостом, особенно при виде человека (Бёме и др., 1998). Голос - резкое "ку-вить, ку-вить" (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Распространение. Редкий южно-евразиатский вид, встречающийся на гнездовье в пустынных горах и каменистых пустынях Северо-Западной Монголии и Юго-Восточного Алтая. Внесен в Приложение II СИТЕС. Для Средней Сибири, видимо, залетный вид (Рогачева, 1988).

П.П. Сушкин (1914) преполагал гнездование домового сыча в Туве, где он был затем найден А.И. Янушевичем (1952). Единственный экземпляр в пределах Красноярского края был добыт П.П. Сушкиным 26 декабря 1908 г. в с. Ус. Гнездится в каменистых пустынях, полупустынях и сухих степях с отдельными скалами или каменными грядами. В горы заходит до высоты 2800 м (Сушкин, 1938). Всюду редок (Рогачева, 1988).

Размножение. Гнезда устраивает в различных укрытиях, норах, трещинах стен (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Питание. Питается грызунами, крупными насекомыми, ящерицами (Сыроечковский, Рогачева, 1980).