Совка, сплюшка. Совки. Род: Otus Pennant = Совки. Нормальные [настоящие] совы. Совы, совообразные:Отряд: Striges, или Strigiformes = Совы, совообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Otus Pennant = Совки

Читать дополнительно : Обыкновенная совка, сплюшка, зорька

Род: Otus Pennant = Совки

К роду совок (Otus) принадлежат миниатюрные филины. Общая длина тела разных видов составляет 15-30 см. Для совок характерно относительно легкое и стройное сложение. Крылья у них длинные и узкие, хвост короткий, слегка закругленный. Лицевой диск неполный. Имеются перьевые ушки. Клюв короткий, загнутый, с характерно вздутой восковицей. У некоторых видов пальцы голые или покрыты щетинками, у других более или менее оперенные. Большинство видов встречается в двух вариациях окраски: серой и буро-рыжеватой.

В питании совок основное место занимают насекомые (большие по размерам виды питаются и мелкими позвоночными). Гнезд совки не строят, откладывают яйца (их обычно 4-5) в пещерки, дупла, выбоины обрывов, иногда в старые гнезда других птиц. Насиживает самка примерно 25 дней, а в месячном возрасте или несколько ранее птенцы становятся на крыло. Фото

Совки - широко распространенная группа, населяющая разнообразные местности, но главным образом связанная с наличием древесной растительности. Большинство видов свойственно тропикам и субтропикам, немногие встречаются и в умеренных широтах. Некоторые виды распространены на отдельных островах или группах островов и занимают узкую область. Одни виды оседлы, другие перелетны. Один вид - cейшельская совка (О. insularis)-исчез в начале текущего века. Совки - строго ночные птицы. Несколько видов совок обитает в западном полушарии, в частности в Центральной и Южной Америке. Совки населяют также Юго-Восточную Азию и прилежащие острова.

Самый крупный вид рода - филиппинская совка (О. gurneyi) - имеет очень узкое распространение: гнездится на островах Минданао и Мариндукэ.

В фауне СНГ совки представлены 4 видами.

Обыкновенная совка (сплюшка или зорька) (О. scops), имеет длину 20-22 см, при размахе крыльев 50-55 см, с длиной крыла 14- 16 см, весит около 80 г. Общая окраска спинной стороны буровато-серая с темным продольным и поперечным рисунком и с более или менее развитым рыжим оттенком. Брюшная сторона светлее спинной стороны, с беловатыми поперечными отметинами. Оперение ног рыжеватое с темно-бурыми черточками. Молодые окрашены сходно с взрослыми, различий в окраске самцов и самок нет (но последние несколько крупнее первых). Радужина у взрослых оранжевая, у молодых светло-желтая; клюв бурый, с черной вершиной; восковица темно-бурая; лапы желтовато-бурые; когти черноватые у вершины, желтоватые у основания.

Распространена сплюшка в Южной, Центральной и Восточной Европе, в Северной Африке, в Малой, Передней и Средней Азии, в юго-западных и средних районах Сибири. Держится в лиственных и смешанных лесах, в садах и парках. В горах поднимается до верхней границы высокоствольного леса. Перелетная птица, появляющаяся у нас на юге примерно в конце апреля, в средней полосе в начале мая, в Сибири позднее, даже в конце мая. Отлет происходит в сентябре. Зимует эта сова в Тропической Африке (от Сенегала и Судана до Уганды и Кении) и в Юго-Западной Азии.

Собственно гнезда не устраивает. Яйца откладывает главным образом в дуплах, реже в брошенных гнездах других птиц, в норках, расщелинах или в постройках. Кладка из 2-5, иногда 6 яиц, в конце мая. Насиживает самка, начиная с первого яйца, 24-25 дней.

Птенцы покидают гнездо в трехнедельном возрасте, еще не достигнув полного роста. Выводки первое время держатся вместе, и родители подкармливают уже летных птенцов.

Сплюшка кормится главным образом насекомыми - жесткокрылыми, бабочками, реже пауками, мелкими птицами и грызунами.