Эпиорнис. Вид: Aepyornis maximus = Эпиорнис. Страусы, страусообразные:Отряд: Struthioniformes = Страусы, страусообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

ФотоОтряд: Struthioniformes = Страусы, страусообразные

Вид: Aepyornis maximus = Эпиорнис

Читать очерки об африканском страусе :[1];[2]

Эпиорнисовые (лат. Aepyornithidae) — вымершее семейство нелетающих страусообразных птиц, обитавших на Мадагаскаре. К эпиорнисовым относятся одни из самых крупных птиц. Aepyornis maximus достигал 3 м в высоту и массы порядка 500 кг, их яйца — 34 см в длину при объеме до 8—9 л. Описаны останки восьми видов, принадлежащих к двум родам (Aepyornis и Mullerornis). В ископаемом состоянии известны с плейстоцена. Последние эпиорнисовые были уничтожены человеком на рубеже XVII—XVIII веков.

Вид: Aepyornis maximus = Эпиорнис

Самой древней загадкой острова Мадагаскар считают тайну эпиорниса — гигантской нелетающей птицы. Здесь их длительному благоденствию при отсутствии крупных хищников положило конец лишь появление человека. В арабских сказках часто встречаются упоминания об этих фантастических гигантских существах.

«...И я решился на это дело, выложил много денег, купил на них товары, связал их и увидел прекрасный корабль с парусами из красивой ткани... Вместе со множеством купцов я сложил на него тюки, и мы отправились в тот же день. Путешествие наше шло хорошо, мы переплывали из моря в море, от острова к острову...».

Так начинается рассказ об одном из удивительных приключений Синдбада-морехода, героя сказок «Тысячи и одной ночи». После долгих странствий Синдбад оказывается на необитаемом острове. ...Когда Синдбад прибыл на остров, перед ним блеснул огромный белый купол. Мореход обошел его, но не обнаружил дверей; попытался взобраться наверх, но не смог, так как поверхность купола была совершенно гладкой. В конце концов, выяснилось, что купол — вовсе не купол, а невероятных размеров яйцо. Безусловно, Синдбад преувеличивал, сравнивая яйцо с громадным куполом, но, значит, был повод к преувеличению, и истинные размеры яйца действительно были значительными... Синдбад назвал птицу - Рух.

А вот достоверные факты. В 1834 году французский путешественник Гудо нашел на Мадагаскаре половину яичной скорлупы такого размера, что ее и в самом деле можно было использовать как посуду для воды. Путешественник отправил зарисовку скорлупы парижскому орнитологу Верро. На основании рисунка ученый окрестил птицу, снесшую яйцо, «великорослой» — эпиорнисом.

Через несколько лет это имя, вызвавшее поначалу подозрения, было узаконено, когда Дюмарель в 1848 году увидел целое яйцо в окрестностях Диего-Суареса. «В него вмещалось 13 бутылок жидкости».

И вот в 1851 году, наконец, было официально признано, что на острове водились гигантские птицы: капитан торгового судна Малавуа привез в Парижский музей два яйца 32 сантиметров длины и 22 - ширины. Они вмещали около восьми литров (8 страусиных и 140 куриных яиц). Из одного такого яичка можно сделать омлет для 70 человек.

В 1658 году француз Этьен де Флакур, губернатор Мадагаскара, опубликовал первую книгу об острове. Мы находим там следующее описание: «Вурон патра - гигантская птица, живет в краю ампатров (на юге Мадагаскара), откладывает огромные яйца, похожие на страусиные. Сама птица из породы страусов, обитает в безлюдных местах, чтобы ее не могли поймать».

Флакур весьма обстоятельно и подробно описал это существо. Становится очевидным, что его информаторы видели птицу живой. Сейчас ученые убеждены, что единичные экземпляры эпиорнисов вполне могли сохраниться на Мадагаскаре еще до середины XVII века. Найдены кости того времени, обожженные на костре, другие носят следы ударов режущими орудиями. Мясо эпиорнисов было вполне съедобным.

Спустя еще несколько лет известный путешественник Альфред Грандидье вывез из болот Амбалисатры неопределенного вида кости, принадлежавшие, на первый взгляд, какому-то толстокожему. Но исследования показали, что это птичьи кости («птицы-слона»). Если честно, то орнитологи не очень удивились, ибо еще за несколько лет до этого Р. Оуэн описал моа по костным останкам из Новой Зеландии. Основываясь на имеющемся материале, Исидор Джоффрей Сент-Илер описал вид Aepyornis maximus.

Эпиорнис обладал на редкость крепким телосложением и, безусловно, был тяжеловесом мира пернатых. Его вес достигал 450 килограммов. Человек лишь с поднятой вверх рукой мог дотянуться до спины эпиорниса. А знаменитый французский ученый Исидор Жоффруа Сент-Илер полагал, что некоторые эпиорнисы были ростом в пять метров! Но по-видимому, он ошибался. Однако трехметровые эпиорнисы не были редкостью. Три метра - средний рост слона. Крылья внешне не были заметны и состояли из рудиментов костей предплечья и запястья. Яйца эпиорниса с чрезвычайно толстой и прочной скорлупой - явление в природе уникальное. Окружность овального яйца составляет немногим менее метра, вычисленный объем равен 12,5 литра. Огромное 32-сантиметровое яйцо по весу равнялось 180 яйцам домашней курицы.

Если Сент-Илер не ошибся, то, значит, птицы в лице своих мадагаскарских представителей наряду с жирафами могут считаться одними из самых высоких животных на земле.

Сейчас уже известно, что существовало три вида эпиорнисов, самый крупный - Aepyornis maximus ростом со слона; несколько меньше - Aepyornis medius и самый маленький ростом со страуса, - Aepyornis hildebrantii.

Не так давно французские зоологи снова обнаружили на Мадагаскаре останки эпиорниса. Теперь они, конечно, никого не удивили. Сенсацией стало другое: к ноге птицы было прикреплено бронзовое кольцо (!), да еще с какими-то загадочными знаками. Эксперты пришли к выводу, что знаки на кольце не что иное, как оттиск печати эпохи древнейшей городской цивилизации Индии — Мохенджо-Даро. Значит, печать изготовлена около 5 тысяч лет назад. Радиоуглеродный анализ костей птицы помог установить ее возраст: он равен пяти тысячелетиям!

Сейчас уже точно можно сказать, что в вымирании самых удивительных пернатых, каких когда-либо знала земля, повинны люди из Европы, прибывшие на остров как завоеватели.

За время своего господства на острове европейцы уничтожили девять десятых лесов Мадагаскара. Вместе с девственными лесами исчезли и исполинские птицы, которые жили в глубине диких непроходимых болот.

Источник: http://www.km.ru