Пингвинообразные:Отряд: Sphenisciformes = Пингвинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Секрет длительного ныряния пингвинов

Читать : Пингвины

Раскрыт секрет длительного ныряния пингвиновФото

Пол Понганис (Paul Ponganis) и его коллеги из океанографического института Скриппса (Scripps Institution of Oceanography) открыли новые детали удивительной способности императорских пингвинов оставаться под водой долгое время.

На одном вдохе императорский пингвин может проплавать под водой более 20 минут, что расширяет его возможности по поиску пищи. Американские биологи провели необычное исследование в Антарктике. Учёные снабдили птиц датчиками в сосудах и микропроцессорами, записывающими уровни кислорода в течение погружений.

Оказалось, что из-под воды пингвины возвращаются с минимальным уровнем содержания кислорода в крови, самым низким когда-либо зарегистрированным у животных. При этом низком уровне любые другие существа потеряли бы сознание, а также у них наблюдалось бы повреждение тканей, говорят специалисты.

Исследователи предположили, что у пингвинов — более совершенный вариант гемоглобина, который позволяет нести больше кислорода, но главное — эффективно связывать и переносить кислород при низких его концентрациях.

"Это позволяет императорским пингвинам использовать накопленный в лёгких кислород полностью, а также обеспечивать более высокое содержание кислорода в тканях при низком его парциальном давлении", — поясняют экспериментаторы.

Они упоминают также, что одно из давних исследований биологов показало: у пекинской утки при нырянии неизбежно наступает сердечно-сосудистая недостаточность, если она израсходует 75% кислорода, набранного в лёгкие. Пингвин же использует почти все 100%.

Мыс Вашингтон. Антарктика. Императорские пингвины ныряют в поисках добычи (фото Doug Allen).

Как сообщает Journal of Experimental Biology, авторы работы установили, что к концу ныряния пингвина уровни кислорода в лёгких, артериях и венах оказывались практически одинаковыми и при этом — крайне низкими.

Так, у некоторых птиц (а всего были получены данные по 130 погружениям) концентрация кислорода в венах падала почти до нуля, и целая треть пингвинов возвращалась наверх с такой низкой концентрацией кислорода в крови, при которой человек бы просто "отключился".

"Императорские пингвины отодвигают пределы гипоксемии, — заявил Понганис и добавил: — Они способны возвращаться пустыми".