чеглок. Обыкновенный чеглок. Вид: Falco subbuteo Linnaeus = Обыкновенный чеглок. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Falco subbuteo = Обыкновенный чеглок

Вид: Falco subbuteo Linnaeus = Обыкновенный чеглок

Внешний вид. Похож на сапсана, но меньше (с голубя). Брюхо белое, у молодых птиц рыжеватое, с темными продольными пестринами; подхвостье и оперение верхней части ног (”штаны”) у взрослых птиц ярко-рыжие; спинная сторона серовато-черная без поперечного рисунка. “Усы” хорошо заметны. У молодых птиц верх с рыжеватыми каемками перьев, низ с крупными резкими черными пестринами. Крылья относительно длинные и острые, полет очень быстрый, ловкий и изящный.

Типичный для всех соколов громкий крик “кьяк-къяк-кьяк...”.

Местообитания. Обитает по всей лесной зоне северного полушария. Нет его только в тундрах и в совершенно безлесных местностях.

Питание. Преимущественно мелкие птицы, размером со скворца (скворцы, жаворонки, ласточки, стрижи) и, отчасти, крупные насекомые. Добычу ловит на лету. Изредка — мелкие млекопитающие (мыши, полевки) и сидящие на деревьях или земле птицы. Из насекомых охотнее всего чеглок ловит стрекоз, а также крупных жуков и бабочек; вечерами иногда охотится на летучих мышей.

Места гнездования. Характерным местом гнездования чеглока являются светлые негустые леса, особенно старые сосняки и смешанные леса, перемежающиеся открытыми пространствами — полями, лугами, речными долинами. Фото

Месторасположение гнезда. Собственных гнезд не строит, а занимает постройки ворон, других хищных птиц и сорок. Выбирает гнезда, расположенные высоко от земли, чаще всего на высоте 20-30 м, с тем чтобы была возможность свободного и широкого обзора окружающей местности.

Особенности кладки. Кладка из 2-4, редко 5-6 яиц охристой окраски, густо покрытых желто- или красно-бурыми пятнами и точками, иногда сливающимися в большие бурые поля. Размеры яиц: (39-43)х(31-34) мм.

Сроки гнездования. Прилетает во второй половине апреля — начале мая. Откладывание яиц происходит в конце мая — начале июня. Продолжительность насиживания 28 суток. В месячном возрасте птенцы покидают гнездо и начинают перепархивать. Отлет наблюдается в первой половине сентября.

Распространение. Обитает по всей стране к югу от Полярного круга.

Зимовка. Перелетный вид, зимует в Африке и Южной Азии.

Описание Бутурлина. Мелких соколов, встречающихся в России, можно разбить на две группы. Одна из них по образу жизни, питанию, движениям, жесткости пера, относительно короткому хвосту, длинным пальцам с хорошо развитыми мясистыми подушечками напоминает настоящих соколов и кречетов. У другой оперение рыхлей, когти слабей, движения менее энергичны. К первой группе относятся чеглоки и дербники, ко второй — обыкновенная пустельга и кобчик. Фото

Чеглок напоминает уменьшенного сокола-сапсана. Молодые чеглоки в первом наряде окрашены, как и молодые сапсаны, только каемки перьев верха у них не рыжие, а охристые. Взрослые чеглоки сверху серовато-бурые, как и сапсаны, снизу белые, с широким бурым продольным рисунком по середине каждого пера и с рыжими перьями подхвостья и голени. Южные чеглоки окрашены светлей северных. Крылья у этого хищника длинные и заостренные; они относительно длинней, чем у сапсана. Это видно из того, что длина крыла чеглока (24,2-27,8 сантиметра у самцов, 26,2-29 сантиметров у самок) лишь немного уступает длине крыла сапсана, а вес чеглока чуть ли не в три раза меньше: самец-чеглок весит около 200-230 граммов, самка — около 220-270 граммов.

Чеглок — самый быстрый из соколов, с ним по стремительности может сравняться только сапсан. Ему не доставляет труда обогнать быстро идущий поезд. Во многих местах наблюдали, что чеглоки любят, следуя за поездом ловить вспугиваемых последним мелких птиц. В полной гармонии с такой быстротой полета находится и острота зрения: чеглок видит большую стрекозу и бросается на нее с расстояния в 200 метров и более.

Эти природные свойства хищника определяют и способы его нападения и характер добычи. Чеглоки питаются преимущественно мелкими птицами и отчасти крупными насекомыми, ловя тех и других на лету таким же способом, как странствующие соколы. Мелкие млекопитающие (мыши, полевки) и сидящие на деревьях или земле птицы попадают в лапы чеглоку только случайно. Его добычей чаще бывают птицы величиной со скворца. Сильно страдают от чеглока жаворонки и даже быстрейшие из европейских мелких птиц — ласточки и стрижи. Из насекомых охотнее всего чеглок ловит стрекоз, затем крупных жуков и бабочек; .вечерами иногда охотится на летучих мышей.

Чеглок живет в разнообразных местностях и на обширной территории: он встречается во всей Европе, в Азии — к югу до Гималаев и Китая — и в Северной Африке. Нет его только в тундрах и в совершенно безлесных местностях. Объясняется это тем, что он выводит птенцов только на деревьях.

Весной в средней полосе Европейской части России чеглок появляется поздно и приступает к гнездованью, когда все мелкие птицы на местах: тем самым будущему выводку обеспечивается достаточное пропитание. Кладка начинается только в конце мая; насиживание длится двадцать восемь дней. Кладка чеглоков состоит из 3-4 пестрых яиц (средние размеры 3,2 х 4,2 сантиметра). Насиживает только самка; выкармливают же, как и у других соколов, оба родителя; но, пока птенцы малы, разрывает добычу и оделяет молодых только самка. Выкармливание выводка требует от родителей больших усилий: на это затрачивается двенадцать-тринадцать часов в сутки , а число кормлений в среднем десять-двенадцать в день.

В половине августа молодые покидают гнездо. Вскоре за тем начинается отлет, так что все пребывание чеглоков у нас занимает только три с половиной — четыре месяца. Зимует чеглок в Африке и Южной Азии.