Шилохвость. Вид: Anas acuta Linnaeus, 1758 = Шилохвость. Утиные. Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные. Гусеобразные:Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Anas acuta = Шилохвость

Фото Шилохвость

ФотоВид: Anas acuta Linnaeus, 1758 = Шилохвость

Читать :Вид: Anas acuta Linnaeus, 1758 = Шилохвость

Шилохвость - утка средней величины, вес которой колеблется в пределах от 0,7 до 1,15 кг. У нее длинная шея и острыы игловидный хвост, который хорошо заметен как у летящей шилохвости, так и у плывущей птицы. Благодаря сравнительно длинной шее и хвоста шилохвость на лету кажется более крупной, чем есть она на самом деле. Шилохвость летает быстро, легко поднимаясь с воды, а во время полета она часто изгибает шею в стороны, что весьма характерно для этой птицы в полете. Плавает шилохвость хорошо, а вот ныряет плохо и только в крайнем случае - если раненная или когда она нелетная, во время линьки. По земле она передвигается сравнительно лучше чем другие утки.

Половой диморфизм у шилохвости хорошо выражен в окраске оперения. Вся голова и верх шеи у самца шилохвости в брачном наряде темно-бурые, а темя более темное с зеленым и фиолетовым отливом. Передняя часть шеи у самца, а также зоб и грудь белого цвета. Спина покрыта сероватым опереньем с тончайшими черноватыми поперечными струйками. На белых боках и брюхе расположены очень тонкие темно-серые пестрины. Характерное для уток зеркальце, расположенное на крыле, зеленовато-бронзового цвета. Самка по сравнению с самцом окрашена более скромно. Она сверху в темно-буром опереньи, а голова и шея украшены рыжеватыми пестринами, нижняя сторона тела сероватая. Блестящее зеркальце на крыле отсутствует, вместо него там расположено пятно бурого окраса.

Ареал у шилохвости чрезвычайно широкий, ее гнездования расположены в северных и умеренных районах Европы, Азии и Северной Америки. В Европе она населяет тундру, тайгу и широколиственные леса, а вот в степной зоне гнездится нерегулярно. На Азиатском континенте ее гнездования в большинстве регионов не доходит до приморских тундр на севере, а вот южнее шилохвость обитает почти по всей тундровой и таежной зонам. Обычна она и в лесостепи, а также степях Западной Сибири и Казахстана. В Северной Америке ее ареал ограничен западной частью материка, а на восток она доходит до западных берегов Гудзона и Великих озер.

Фото Шилохвость

Шилохвость наиболее многочисленна в зоне лесотундры, а гнездится преимущественно на побережьях водоемов, богатых прибрежной и водной растительностью. Практически на всем протяжении огромногол гнездового ареала шилохвость яаляется перелетной птицей. На зиму она в основном отлетает в Западную и Южную Европу, Северную Африку, а также зимует в средних и южных частях Азии. На места гнездовий шилохвость возвращается довольно рано, когда повсюду еще лежит снег и лишь кое-где появляются небольшие проталины, а реки еще находятся подо льдом. В южных частях ареала прилет птиц наблюдается во второй половине марта - начале апреля, а в северных - во второй половине мая - начале июня. На весеннем пролете шилохвость держится большими стаями, которые могут насчитывать десятки, сотни, а на юге даже тысячи птиц.

Шилохвости обычно паруются на зимовках или даже в пути, а прилетают птицы на места гнездования уже обычно парами. Молодые птицы становятся половозрелыми в годовалом возрасте, хотя часть молодых возможно, начинает гнездиться в более поздние сроки. Селезни, вскоре после прилета, нередко затевают брачные игры, во время которых они демонстрируют много замысловатых движений. Они приподнимают тело почти вертикально, при этом оставляя клюв погруженным в воду, а затем резко вскидывают голову вверх, одновремиенно с этим издавая характерный свист. Иногда самец, остановившись перед самкой, поднимает расправленное крыло и быстро проводит клювом по очину пера, производя дребезжащий звук. В этот же период как самка, так и самец шилохвости занимаются поисками подходящего места для будущего гнезда.

Шилохвость

Гнездо шилохвости всегда располагается на земле вблизи водоема, обычно на открытом месте, среди трав и осок. Иногда гнезда могут располагатьмя и на расстоянии более чем в 100 м от воды. Гнездо представляет собой аккуратно сделанную в земле ямку, практически без всякой подстилки. Сам лоток самка обильно выстилает пухом с примесью растительных остатков, которые образуют валик вокруг яиц. Самка шилохвости, уходя с гнезда, всегда полностью закрывает яйца пухом. Размеры сформированного гнезда: его диаметр около 22 см, высота бортиков до 11-13 см, ширина лотка 19-20 см а глубина - 9-11 см. Полная кладка насчитывает 6-11 белых яиц с легким желтоватым или оливковым оттенком, а их средние размеры составляют: 50-61 х 35-42 мм. На юге ареала полные кладки в гнездах шилохвости можно обнаружить в первой декаде мая, а на севере позже - в первой половине июня. Насиживает яйца только самка, самец же в первое время насиживания держится поблизости от гнезда. Общая продолжительность насиживания составляет 22-23 дня.

Практически сразу после того, как вылупившиеся птенцы обсохнут, самка уводит их на водоем. Здесь они обычно держатся на мелководьях с богатой растительностью, с листьев и стеблей которой они склевывают насекомых и их личинок, первое время составляющих их основной корм. Птенцы растут быстро, и в возрасте примерно 42 дней они становятся на крыло, приобретая способность к полету. В возрасте около 50 дней рост оперения завершается и молодые летают уже хорошо.

У шилохвости гибель яиц и птенцов довольно велика, так как гнезда часто разоряются хищниками, а на лугах затаптываются скотом. В годы с высокими паводками гнезда в массе затопляются и яйца погибают, что особенно часто бывает на реках Сибири, имеющих очень поздние паводки. Молодые птенцы гибнут и от пернатых хищников, как болотных луней, крупных чаек и др. В среднем, в некоторых районах погибает около 40% птенцов до момента подъема на крыло.

Самцы шилохвости вскоре после того, как самки сядут на яйца, покидают их, и объединившись в стаи начинают линьку. К ним же присоединяются холостые самки, по тем или иным причинам не принимавших участия в размножении. Это наблюдается, со второй половины июля на севере и начиная примерно с первой половины июня на юге ареала. Шилохвости, как правило, не линяют в местах размножения, а перемещаются в другие более благоприятные и безопасные места, расположенные иногда на значительные расстояния. Так, например, многие утки из Западной Сибири для линьки улетают в дельту Волги. Поэтому, в ряде мест , и в частности в Северном Казахстане, в низовьях Оби и некоторых других районах, передвижения самцов принимают характер сезонных миграций, когда в течение определенного времени крупные стаи их следуют одна за другой в одном и том же направлении. Для линьки эти птицы выбирают довольно обширные, с обильным кормом водоемы, богатые зарослями тростника и другой прибрежной и водной растительностью. В таких местах нередко скапливаются на линьку сотни и тысячи шилохвостей. А линяют шилохвости, как и все речные утки, дважды в году: полная линька - сразу после сезона размножения и частичная - перед началом нового сезона. Полная линька начинается сменой мелкого пера, а через 3-4 недели выпадают и маховые, и тогда птицы теряют способность к полету полностью. От начала выпадения маховых до их полного отрастания проходит около трех недель. Самки при выводках, линяют позднее самцов, обычно в конце июля и в августе, когда молодые поднимаются на крыло. Как правило, процесс линьки даже в одной местности растягивается надолго. Это зависит как от потерь у части птиц кладок, так и растянутости сроков гнездования. Осенние кочевки шилохвостей начинаются как только линька у взрослых закончится, а молодые поднимутся на крыло, а вскоре после этого происходит их отлет. На севере ареала осенний отлет начинается в конце августа - начале сентября, на юге - в сентябре. Летят шилохвости чаще всего по ночам большими стаями, но особенно крупные стаи формируются на юге.

Шилохвость питается как растительными, так и животными кормами. При этом, в северных частях ареала преобладают животные корма, в то время как на юге - растительные. Основу животных кормов составаляют личинки ручейников, хирономиды, моллюски и другие водные беспозвоночные животные, а также в некотором количестве прямокрылые. Растительные корма представлены зелеными частями валлиснерии, рдестов, нитчатых водорослей и других водных растений. Большое место в рационе шилохвости занимают семена.

В промысле пернатой дичи и в спортивной охоте шилохвость занимает важное место, что связано не только с ее обширным ареалом и большой численностью, но и высокими качествами ее мяса. Поэтому, примерно шестая часть всех заготовляемых в Западной Сибири уток приходится на шилохвость. Большое значение как пищевой объект она имеет для населения Крайнего Севера, где ловят ее сетями в период линьки.