Свиязь. Вид: Anas penelope Linnaeus, 1758 = Свиязь. Утиные. Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные. Гусеобразные:Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Anas penelope = Свиязь

Фото Свиязь Фото

Вид: Anas penelope Linnaeus, 1758 = Свиязь

Свиязь по размеру заметно мельче кряквы, а для окраски оперенья характерен половой диморфизм. Оперенье самца светло-серое с мелким струйчатым рисунком, коричневая голова с желтым верхом, а брюхо белого цвета. Зеркальце на крыльях самца зеленое. Самка отличается бурым опереньем на голове и груди, и фиолетовым зеркальцем на крыльях. Клюв и лапы серого цвета. У летящей сиязи заметны белые пятна на крыльях самца, и светло-серые - у самки. Голос селезня слышится как резкое свистящее “свии-у”, а у самки — это трескучее кряканье “керр”. Крик селезня — мягкий двусложный свист, наиболее часто можно слышать на пролете.

Свиязь Фото

Свиязь обычен на заросших речках и озерах от тундр до степной зоны. По сравнению с другими видами речных уток свиязь много охотнее питается растительной пищей, основу которой составляют побеги водных растений. Кроме того свиязь иногда ест различных беспозвоночных: червей, насекомых и их личинок, моллюсков, а также головастиков и мальков рыб, при возможности питается зерном и семенами. Изредка свиязь пасется, как гусь, на лугах и посевах, посещая на местах зимовок хлебные поля.

Свиязь Фото

Для гнездования свиязи выбирают озера, богатые водной растительностью, и небольшие открытые плесы. Свое гнездо они чаще устраивают на лугу вблизи водоема, выбирая хорошо укрытое место. Это может быть густая осоковая кочка или куртинка высокой травы, может расположить гнездо и в траве под ветвями молодой сосенки и т. д. Иногда гнездо может располагаться и на значительном удалении (до нескольких сотен метров) от водоема в лесу, например, у основания толстых стволов или под лапами ели. В качестве строительного материала для грубо построенного гнезда используются различные растения. Иногда гнездо представляет из себя только ямку в почве среди болотной растительности с очень скудной растительной подстилкой или вовсе без нее. Обычно глубина гнездовой ямки 50-70 мм. По мере откладывания яиц в гнезде появляется значительное количество пуха, который укладывается валиком по краям гнезда, а во время отсутствия самки она прикрывает им яйца.

Свиязи в места гнездования прилетают во второй половине апреля. Откладывание яиц происходит во второй половине мая — начале июня. Обычно в кладке 7-10 яиц, чаще их 9, чисто-белого цвета, без всякого рисунка. Средние размеры яиц: 50-60 х 33-41 мм. Выводки появляются во второй половине июня а отлет наблюдается в конце августа - сентябре.

Свиязь встречается по всему северу Западной Европы и бассейну Волги вплоть до дельты, в Сибири только до южных степей, а также в Монголии и Уссурийском крае. На север свиязь заходит дальше других уток, достигая лесотундры. Большие стаи свиязей во время пролета появляются на севере, на Балтийском и Северном морях. А зимует свиязь на Черном и Каспийском морях, а также на Средиземном море и у берегов Западной Европы.

Свиязь - важный объект охоты, а также легко переносит неволю, хорошо приспособляется к жизни в домашних условиях и легко приручается. Мясо свиязи превосходного качества и вкуса, а ее пух считают одним из лучших.

Описание Бутурлина.

Свиязь за ее голос зовется охотниками свищем, или свистуном, местами также свиягой. Селезень в брачном наряде имеет каштановую окраску головы и шеи, с красновато-белым теменем. Зоб рыжеватого цвета, грудь и брюшко белые. Прочие части тела покрыты серым оперением с белой струйчатостью. Зеркальце блестяще-зеленое, с черным окаймлением. Впереди зеркала на крыле широкое белое пятно. Летний наряд самца сохраняет значительные отличия от одежды самки. Летом спина селезня бурая, с каштановыми полосами; голова и шея буроватые. Остается и зеркало брачного наряда. Утка имеет серо-коричневое оперение с темной пятнистостью, белое брюшко и черно-серое зеркальце без белого пятна впереди. Ноги и клюв у обоих полов серые.

Судя по некоторым наблюдениям, самец весной держится близ самки и тогда, когда та уже сядет на гнездо, и покидает ее лишь во вторую половину периода гнездования. В бассейнах рек Европейской части России свиязь встречается в гораздо меньшем числе, чем кряква и виды чирков.

Свиязь можно уже на довольно большом расстоянии отличить от прочих речных уток по довольно ярким рыжим цветам оперения и по белым цветам зеркала и брюшка. При полете стайками и плавая на воде или сидя на берегу, эти утки любят держаться тесно, сбитой кучкой. Полет их быстр и легок, и работающие крылья не издают сильного шума. Так же, как это делают чирки, свиязи часто как бы поворачиваются или качаются на лету, показывая то бок, то блестящее брюшко или испод крыла.

В проносящихся высоко пролетных стаях свиязей птицы обыкновенно издают четкие свистящие крики. Крики эти позволяют установить, что свиязи весной и осенью, во время перелетов, пролетают над нашими речными долинами иногда и ночью.

Вид этот систематики обыкновенно выделяют в отдельный подрод за короткий клюв, который у свиязи короче плюсны. Хотя величина тела свиязи не превосходит величины тела серой утки, крыло ее несколько больше.

На Командоры и Чукотку залетает американский свиязь — Anas americana, похожий на свиязь, но голова самца серая с зеленой полосой от глаза, самки отличаются чисто-белыми подмышечными перьями без серых пестрин и сероватой головой.