Серый гусь. Вид: Anser anser (Linnaeus, 1758) = Серый гусь. Гусь. Род: Anser Brisson, 1760 = Гуси . Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные. Гусеобразные:Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Anser anser = Серый гусь

Вид: Anser anser (Linnaeus, 1758) = Серый гусь

Читать : Anser Brisson, 1760 = Гуси; Домашние гуси;(2)

Серый гусь - это крупная птица, чуть мельче домашнего гуся, с длинной тела около 80 см. Серый гусь, как говорит само название имеет оперенье серовато-бурого цвета, грудью и брюшко с грязно-белые, на них разбросаны темные пятна. Серый гусь от близкого по облику гуся-гуменника отличается темно-розовым, почти красным клювом со светлым ноготком на конце, а также пепельно-серой окраской поясницы (нижней части спины). У взрослых птиц на брюхе имеются черные пятна, которые плохо заметны в полете, зато в полете передняя часть крыла кажется светлой. Ноги у серого гуся розовые.

Серый гусь широко распространен по подзоне смешанных лесов и степей от Западной Европы до Приморья, встречаясь по внутренним водоемам Евразии. На севере Европы гнездовой ареал пристирается вплоть до Норвегии. Повсеместно предпочитает большие спокойные озера, заросшие водной и околоводной растительностью, а также открытые угодья. Во внегнездовой период кормится на суше: на полях и лугах. Основу его рациона составляет травянистая растительность, проростки растений, семена, корни и т.д.

Серый гусь - перелетная птица. На зимовку птицы, которые гнездятся в Центральной Европе, улетают в западную часть Средиземноморья, а северные популяции серых гусей останаливаются для зимовки в Центральной Европе. Во время пролета образует большие стаи. Стая серых гусей обычно летит “гуськом” или клином. Серый гусь очень осторожен и поэтому увидеть его удается чаще на осеннем пролете в августе-сентябре и весеннем - в марте-апреле. В это время можно часто слышать его голос, который совсем как у домашнего гуся: хорошо известное гоготанье “га-га-га”.

После возвращения с зимовий серый гусь гнездиться на больших заросших озерах и болотах, в основном в тайге и лесостепи. Гнездятся отдельными парами, которая сооружает довольно неаккуратное гнездо, обычно расположеное в гуще камышей.

Хозяйственное значение. От серого гуся ведет свою историю домашний гусь. Гусей держали в Египте еще за 2000 лет до нашей эры. В прошлом был одной из основных промысловых птиц России. В последние годы он стал более редок, особенно в Европейской части.

Описание Бутурлина. Дикий серый гусь — предок домашнего гуся — крупная птица серовато-бурого цвета, с грязно-белыми грудью и брюшком, на которых разбросаны темные пятна. От похожего на него гуся-гуменника он отличается пепельно-серой окраской нижней части спины (поясницы) и темнорозовым, почти красным клювом со светлым ноготком на конце. Ноги розовые. Размеры крыла серого гуся достигают 49 сантиметров, хвоста — 16 сантиметров, клюва — от 4,7 до 7,5 сантиметра, вес от 2,6 до 4 килограммов. Попадаются редкие экземпляры — до 6,6 килограмма.

Гусь этот широко распространен от Западной Европы, через весь СССР, до низовьев Амура. Гнездится он в Карелии, в дельте Северной Двины, местами в Поволжье и за Уралом доходит до 59° северной широты, а на Оби — до Полярного круга. Встречается на Енисее до 55° северной широты, а также на Алтае, в Прибайкалье, Даурии и Монголии.

Область гнездовья серого гуся простирается довольно далеко и к югу, доходя до северного берега Черного и южного берега Каспийского морей. В Закавказье нам приходилось встречать гнездящихся гусей в Армении, на озере Гокча. В Средней Азии это обыкновенная птица, гнездящаяся по болотам и мелководным озерам у Мерва и в низовьях Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи. Встречается этот гусь также в Иране и Афганистане; на юге Европы гнездится в Испании.

Серый гусь раньше гнездился в больших количествах на всех подходящих для него глухих озерах, окруженных болотами и камышами. Но изменения, которые произошли в связи с деятельностью человека, то есть осушение болот и выжигание камышей, привели к сильному сокращению мест обитания этой крупной и осторожной птицы. В центральных областях нашего Союза, например в Московской и Тульской, гуси регулярно уже не гнездятся. Однако организация охотничьих хозяйств с должной постановкой в них дела охоты и охраны дичи привела к тому, что отдельные лары серых гусей теперь начали останавливаться на гнездовье недалеко от Москвы. Особенно многочислен серый гусь на озерах Зауралья, в Барабинской степи и в северном Казахстане.

Весной гуси прилетают к нам очень рано. Еще лежит снег на полях, лед не везде растаял, а шумные стаи гусей уже прибытии на места своего гнездования. Они заранее разбились на парочки, которые живут вместе всю жизнь. Не теряя времени, обе птицы приступают к постройке гнезда. Там, где сильно разливается полая вода, которая грозит затопить гнездо, гуси устраивают его на плавающих кучах тростника и ситника. Глубина воды под таким плотом может быть в полтора-два метра. Гуси ломают стебли тростника или подбирают сухие с земли и складывают довольно высокое гнездо. Около гнезда начинает постепенно прорастать свежий тростник, который закрывает сидящую на яйцах птицу. В других местах гуси выбирают самый глухой участок в прибрежных зарослях ольхи и березы и, найдя здесь подходящую кочку, устраивают свои большие гнезда. Глубокий лоточек гнезда выстилается перьями и пухом, которые надергивает из брюшка гусыня.

В апреле и мае самка откладывает чаще всего 7-8 яиц слегка желтоватого цвета; во время высиживания на них появляются коричневые пятна. Они похожи на яйца домашнего гуся. Размер их 85 х 58 миллиметров. На яйцах сидит главным образом гусыня. Сидит она очень крепко, так что ее можно даже схватить руками, если подкрасться осторожно к гнезду. Гусак находится все время около гнезда и заменяет самку, когда она сходит с яиц покормиться. Высиживание продолжается двадцать восемь дней. Выклюнувшиеся из яиц гусенята покрыты коротким, но густым духом, желтоватым на брюшке, зеленоватым на спине.

Возможно, что после выхода из яиц гусенята остаются в гнезде несколько дней, прежде чем мать переведет их на воду. Во всяком случае, они скоро переходят на воду, и мать старается увести их на молодую травку куда-нибудь на берег острова, где птенцы начинают пощипывать зеленеющие стебельки и пастись так, как это они будут делать в течение всей своей жизни. На ночь семья возвращается в гнездо, и мать согревает «пуховичков» своим телом. После того как гусенята подрастут и начнут оперяться, они, уже не помещаясь под крыльями гусыни, все же сидят, прижавшись к ней и друг к другу.

В начале июля, когда гусенята значительно выросли, но еще не могут летать, взрослые птицы начинают линять. Этот период в жизни гусей грозит им большими опасностями: они теряют способность летать, потому что у них почти сразу выпадают все маховые перья из крыльев, К этому времени гуси забираются опять в самые глухие места. Спасаясь от опасности, линные гуси выплывают на середину обширных водоемов или же ныряют под воду. Это единственное время, когда серый гусь ныряет; обычно он этого не делает.

Пищей гусям служат зерна различных злаков: пшеницы, ржи, овса, а также кукуруза, горох, чечевица. Очень любят они щипать свежие всходы озимых хлебов; на озерах питаются водяными растениями — камышом, частухой, водяной настурцией, рогозом и другими. Добывая пищу со дна, гуси, подобно речным уткам, погружают в воду шею и переднюю часть туловища, становясь перпендикулярно к водной поверхности.

Крик серого гуся известен всем, он напоминает голос домашнего. Когда высоко в воздухе летит стая, птицы время от времени издают звуки «гагак, кагак, кага...» От этого спокойного гогота и переговоров, которые иногда ведет между собою гусиная парочка, резко отличается громкий тревожный крик испуганной птицы,, звенящий над водной гладью озера или речного плёса.

Время отлета серых гусей в различных местах сильно колеблется. Из Средней Европы они улетают в августе. Птицы, гнездившиеся в южной части нашего Союза, например в устье Урала и в Казахстанских степях, исчезают, а на смену им прилетают северные, которые держатся здесь дочти до зимы, когда уже выпадает снежок и озера покрываются тонким льдом.

Зимует серый гусь на Каспийском море, куда собираются птицы из Западной Сибири и Европейской части СССР; в Крыму, на Сиваше, также иногда держатся большие стаи. Когда выпадет глубокий снег, гуси откочевывают дальше к югу из пределов Крыма и задерживаются на южном побережье Черного моря. Гуси, гнездящиеся в Восточной Сибири, летят на зиму в Индию, где появляются в конце октября или чаще в начале ноября. Обратно улетают в марте.

Молодых серых гусей часто ловят на озерах и держат вместе с дворовыми птицами. Гусята становятся совершенно ручными уже на второй-третий день жизни в неволе и быстро растут.

Источник: http://www.ecosystema.ru