Якана. Семейство: Jacanidae Chenu = Яканы: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Jacanidae = Яканы

Семейство: Jacanidae=Яканы

Читать : Яканы

Яканы – некрупные – 80-170 г – птицы с несоразмерно большими ногами и очень длинными пальцами, вооруженными длинными, почти прямыми когтями. Семейство Яканы - небольшая обособленная группа ржанкообразных, заслуживает выделения в ранг надсемейства и даже подотряда. Яканы имеют общие черты с некоторыми семействами Журавлеобразных, но большое сходство с пастушковыми явно вторичное, вызвано сходными адаптациями. В отличие от остальных ржанкообразных, задний палец у них хорошо развит, расположен на одном уровне с остальными, его коготь превосходит по длине сам палец.

У австралийской яканы Irediparra gallinacea при длине птицы 24 см, коготь может достигать 7 см, а расстояние между концами передних и задних когтей – 20 см. Благодаря такому строению ног яканы свободно бегают по плавающей растительности водоемов. От большинства ржанкообразных якан отличает также отсутствие затылочных фонтанелей, наличие 5, а не 6-8 истинных ребер. Клюв относительно малый, сжат с боков. Хвост обычно короткий, из 10 рулевых. крылья относительно короткие и широкие, у обоих полов на сгибе крыла есть тонкая, направленная вперед костная шпора, покрытая роговым чехлом.

Оперение плотное, прилегающее. Окраска контрастная, сочетает каштановые, белые, черные тона, у ряда птиц в брачном наряде выражен металлический блеск. Молодые птицы обычно имеют буровато-пестрый верх и светлый низ тела. На лбу большинства видов имеются ярко окрашенные кожистые бляшки – синие, красные, у австралийской яканы – бляшка преобразована в высокий хрящеватый гребень алого цвета. Клюв обычно тоже яркий, от голубого, до красного, радужина темная. Ноги голубовато-серые, у малой яканы Microparra capensis – зеленые.

Полового диморфизма в окраске нет, но самки несколько крупнее самцов. Это связано с частичной инверсией половых ролей у якан. По меньшей мере у четырех видов около одной самки постоянно держатся 3-4 самца, занимающих смежные участки.

Развита полиандрия, самка откладывает яйца в гнездо каждого из самцов, сделанное из растительного мусора на поверхности плавающих растений, обычно – на широких листьях кувшинок. В кладке яканы 3-5, обычно 4, яиц, блестящих, охристых, с очень красивым рисунком из темных пятен и волнистых пересекающих линий. Самец насиживает кладку в течение трех недель, иногда защищает яйца от воды, забирая их буквально под крылья. Якана может таким способом и переносить яйца в другое гнездо в случае подъема воды. Порой яйца в норме полупогружены и частично инкубируются за счет тепла воды.

Птенцы вылупляются очень развитыми, пуховой наряд сверху охристый с темными продольными полосами, снизу – белый. Выводок оставляет гнездо сразу после вылупления, пуховики хорошо ходят, бегают, плавают, при опасности способны нырять и долго находиться под водой, держась за водные растения и выставив клюв над поверхностью для дыхания. Уставших птенцов самец забирает под крылья, выдвинув их почти на середину груди, и продолжает шагать с «бахромой» из болтающихся ножек птенцов, выбивающихся между крыльев. Птенцы кормятся сами, но у некоторых видов их подкармливает взрослая птица. Описано, как взрослая якана оттягивала и переворачивала клювом листья водных растений, и держала лист, пока птенцы клевали с его нижней поверхности насекомых, пиявок и других мелких беспозвоночных. В возрасте 3-4 месяцев молодые начинают вести самостоятельную жизнь, но иногда остаются на охраняемой территории самца до года и больше. За сезон самка способна отложить 6-8 кладок, а самцы – вырастить по 2 выводка. Есть и моногамные виды якан, у которых кладку насиживает только самец или оба члена пары, а птенцов может водить как самец, так и самка (иногда они делят выводок пополам). Половозрелость у якан наступает с формированием окончательного наряда к концу второго года жизни.

Яканы, как правило, оседлы, часто всю жизнь проводят на одном водоеме, избегают акваторий с соленой водой, быстрым течением, не встречаются по морским побережьям (за исключением мангров). Дневные птицы, хорошо плавают и ныряют, летают неплохо, ер неохотно, влетев, норовят тут же сесть в заросли. Голоса якан немного напоминают голоса некоторых пастушковых птиц. Это посвистывания, негромкие двух-трехсложные крики.

В рационе, помимо разнообразных водных беспозвоночных, отмечены мальки рыб, мелкие лягушки, семена и побеги водных растений.

Распространены яканы в тропиках всего мира, один вид заходит в субтропики, залетал на территорию России. Восемь современных видов сгруппированы в 6 родов, 2 из которых (Microparra и Actophilornis) эндемичны для Африки и Мадагаскара, 2 (Hydrophasianus и Metopidius) – для Азии, по 1 – для Австралии (Irediparra) и Америки (Jacana) .

Источник: Е.А. Коблик "Разнообразие птиц", часть 2, МГУ, 2001.