Ходулочник. Вид: Himantopus himantopus (Linnaeus, 1758) = Ходулочник. Ржанки, ржанковые. Семейство: Charadriidae Leach, 1820 = Ржанки, ржанковые. Ржанки, бекас, якан, бегунки и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Himantopus himantopus = Ходулочник

Вид: Himantopus himantopus (Linnaeus, 1758) = Ходулочник

Семейство: Charadriidae Leach, 1820 = Ржанки, ржанковые

ФотоВид: Himantopus himantopus = Ходулочник. Ареал обитания: Редкий, периферийный вид, имеющий тенденцию к снижению численности. Длина крыла 228-248 мм. Водоемы степной зоны.

Распространение. В России распространен в южных районах от Кубани до дельты Волги, в Заволжье - до Оренбурга. В последние годы установлено гнездование в Приморье на оз. Ханка (1). Залетные птицы отмечались на Южном Сахалине (2). Распространен на Украине, равнинной части Средней Азии, Казахстане; вне бывшего СССР - на юге Евразии, в Центральной и Южной Америке, Африке, на Мадагаскаре, в Новой Гвинее, Австралии и Новой Зеландии.

Гнездится на пресных и солоноватых мелководных водоемах со слабозаросшими берегами. Поселяется на островках и побережьях небольшими колониями, нередко с крачками, шилоклювками.Фото

Гнездящиеся в бывшем СССР птицы зимуют в Африке и на юге Азии. Численность. Общая численность не выяснена, но повсеместно невелика.

В окрестностях г. Усть-Лабинска в 1973. г. отмечена колония из 8 - 12 пар (3). На оз. Восточный Маныч в 1972 - 1979 гг. гнездилось от 5 до 100 пар ходулочников (4), а на Чограйском водохранилище в этот же период - от 2 до 212 пар (5). На Меклетинских озерах Калмыкии в 1975 г. гнездилось 35, а в 1979 г.- 8 пар ходулочников (6), а на Сарпинских озерах в 1971 г.- 70 пар (7). На оз. Ханка в 1974 г. отмечено 6 гнездящихся пар и стайка из 12 негнездящихся особей (1).

Лимитирующие факторы. Снижение численности ходулочника происходит в результате освоения человеком степных районов под пахоту и выпас скота, а также усиления фактора беспокойства. Периодические изменения численности и ареала обусловлены, к тому же, колебаниями обводненности водоемов, занимаемых ходулочником.

Меры охраны. Охраняется в Приазовском госзаказнике, и в Нижнекундрюченском охотхозяйстве Ростовской обл. В местах расположения колоний этих птиц следует запретить хозяйственную деятельность.

Источники информации: 1. Поливанова, Глущенко, 1979; 2. Воронов, 1980б; 3. Емтыль, 1980; 4. Кривенко, 1981', 5. Кривенко, Любаев, 1981; 6. Любаев, Кривенко, 1981; 7. Кривенко, Кривоносов, 1973. Составитель: Г. К. Иванов.

ХОДУЛОЧНИК (Himantopus himantopus) Крылья, спина, а иногда затылок и темя ходулочника черные с синевато-зеленым отливом. Остальное оперение белое. Крылья длинные, острые и узкие. Хвост недлинный, прямо срезанный. Клюв прямой, длинный, тонкий и острый. Ноги красного цвета, очень длинные, трехпалые, между основаниями среднего и наружного пальцев имеется небольшая, но хорошо заметная перепонка. Самка несколько тусклее окрашена, нежели самец. Длина крыла 20-25 см, причем самки несколько мельче самцов. Область распространения ходулочника обширна. Она охватывает Южную Азию, Зондские острова, Австралию, Новую Зеландию, Африку, значительную часть Южной Америки, Центральную Америку и южную часть Северной. В Европе этот вид гнездится на Пиренейском полуострове, в Нидерландах, на Балканском полуострове, в России в полосе, прилегающей к берегам Черного и Азовского морей, в Предкавказье, а также в Казахстане и Средней Азии.

Однако мало где ходулочник занимает сплошную область. В большинстве случаев он распространен спорадично, пятнами. Ходулочники, населяющие Россию, зимуют частично у южных берегов Каспийского моря, частично отлетают за пределы нашей страны. Искать ходулочника в области его распространения надо главным образом у пресных, соленых и солоноватых озер с открытыми берегами. В таких местах ходулочник селится обычно колониями, устраиваясь преимущественно на сухом месте, на косах и отмелях, но иногда в мелководье на кочке или на пучке стеблей камыша, так что гнездо оказывается окруженным водой. Если уровень воды поднимается, гнездо подстраивается - птица подкладывает строительный материал снизу. Полная кладка состоит из 4, иногда из 3 яиц. Они буровато-охристого цвета, типичной для всех куликов формы, т. е. к одному концу сильно заострены. Длина яиц 41-47 мм, ширина 29-31 мм.

Взрослые птицы охраняют гнездо очень ревностно, издали вылетают навстречу человеку, преследуя его в высшей степени надоедливыми криками, несколько напоминающими тявканье собаки. Если человек приблизился к гнезду, ходулочник начинает отводить. Он прихрамывает, хлопает крыльями или внезапно падает, словно у него переломилась нога, затем вскакивает, отбегает на несколько шагов и опять валится на землю. Насиживают яйца оба члена гнездовой пары, причем часто сменяют друг друга. После 25-26 дней насиживания появляются птенцы. Бывает это обычно в начале - середине июня. В конце июня можно видеть уже летающих молодых птиц.

енцы ходулочников охотно и хорошо плавают, тогда как взрослые птицы прибегают к плаванию лишь в исключительных случаях. Кормятся ходулочники преимущественно мелкими насекомыми и их личинками, которых схватывают клювом, как пинцетом, с поверхности воды или же из неглубоких ее слоев. Бывает, что при этом птица нагружает в воду всю голову. В воде ходулочники шагают неторопливо, высоко поднимая ноги при каждом шаге. Разыскивают добычу эти птицы также в иле и иногда собирают ее на суше. В начале - середине сентября ходулочники уже отлетают на зимовки.