Золотистая ржанка. Вид: Pluvialis apricarius = Золотистая ржанка. Зуйки (ржанки).Род: Pluvialis Linnaeus, 1758 = Зуйки (ржанки). Ржанки, ржанковые. Семейство: Charadriidae Leach, 1820 = Ржанки, ржанковые. Ржанки, бекас, якан, бегунки и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Pluvialis  = Зуйки (ржанки)

Вид: Pluvialis apricarius = Золотистая ржанка

Семейство: Charadriidae Leach, 1820 = Ржанки, ржанковые

Полевые признаки. Довольно крупный кулик плотного сложения с относительно короткими ногами и клювом. Верх золотисто-темный. Низ, бока головы и горло черные. Черный цвет отделен от верха белой полосой. Подмышечные перья белые. Самки более тусклые, на брюхе белые пестрины. Зимой птицы тускло-буроватые, низ белесый. Четвертый палец на ногах отсутствует. Как и тулес, осторожная птица. Издалека увидев человека, следит за ним, тревожно и монотонно крича. Голос - жалобный, стонущий, флейтовый крик "тююю...тююю..." (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Распространение. Характерный, преимущественно европейский южнотундровый кулик. Гнездится в тундрах и лесотундре Европы и Западной Сибири, проникая на Таймыр к востоку до Хатангского залива. Один из примеров нераспространения птиц на восток Сибири в районе Енисейской фаунистической границы. Типичный обитатель низменных влажных тундровых участков (Рогачева, 1988).

В Средней Сибири гнездится в южной части подзоны типичных тундр, кустарниковых тундрах и лесотундре. Северная граница гнездования проходит на западе Таймыра примерно по 72° с.ш., на Восточном Таймыре несколько отклоняется к северу. Южная граница идет на Енисее и Западном Таймыре примерно по 69° с.ш., на Восточном Таймыре - не севернее 72° с.ш. (Рогачева и др., 1983; Кречмар, 1966; Волков, 1987). Залетные и кочующие ржанки отмечены на Северо-Западном Таймыре к северу до широты Диксона (Вронский, 1986). Характерные биотопы - влажная моховая и мохово-лишайниковая тундры, кочкарная тундра; в лесотундре и крайней северной тайге - открытые тундроподобные болота. Гнездится и на низких мохово-болотистых островах на Енисее. В благоприятных условиях обычная птица (гнездовая численность 5-10 особей/км2) (Равкин, Глейх, 1981; Чупин, 1987; и др.).

Фенология. На пролете под Красноярском редка, но примерно к северу от Енисейска становится обычным пролетным видом (Тугаринов, 1927). Отмечена в 1958 г. на весеннем пролете в верховьях Подкаменной Тунгуски, у р. Чамба. На Таймыр и в низовья Енисея прилетает лишь к середине июня (Сыроечковский, Рогачева, 1980). Массовый отлет - в первых числах сентября (Тугаринов, Бутурлин, 1911).

Размножение. В противоположность тулесу, может устраивать гнезда недалеко одно от другого. Гнездо на относительно сухом месте - кочке, бревне плавника. Это неглубокая ямка, слегка устланная мхом или сухой травой. Кладка - 4, очень редко 5 желтовато-коричневых яиц с красноватым или зеленоватым (на свежих яйцах) оттенком и густым темно-бурым или шоколадным крапом, сливающимся в пятна. Слабо насиженные яйца найдены у Гольчихи 17 июля. Как и тулес, необычайно заботлива к птенцам, строго оберегает гнездо и свой гнездовой участок. Через 10-14 дней после вылупления птенцы могут взлетать. В середине августа семьи соединяются в стайки и начинают кочевать к югу (Сыроечковский, Рогачева, 1980). Фото

Питание. Питается в основном насекомыми и их личинками. Кроме того, как и бурокрылая ржанка, видимо, при случае поедает ягоды (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Список литературы

Волков А.Е. Материалы по фауне и населению птиц верховьев реки и окрестностей пос. Хатанга // Фауна и экология птиц и млекопитающих Средней Сибири. М.: Наука, 1987. С. 91-107. Вронский Н.В. Птицы в подзоне арктических тундр Западного Таймыра: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 1986. 18 с. Кречмар А.В. Птицы Западного Таймыра // Биология птиц. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1966. С. 185-312. Равкин Е.С., Глейх И.И. Материалы к сравнительной характеристике населения птиц антропогенных участков приенисейской тундры // Влияние антропогенных факторов на природу тундр. М., 1981. С. 66-75. Рогачева Э.В. Птицы Средней Сибири. М.: Наука, 1988. С. 75. Рогачева Э.В., Равкин Е.С., Сыроечковский Е.Е., Кузнецов Б.А. Фауна и население птиц енисейской лесотундры // Животный мир енисейской тайги и лесотундры и природная зональность. М.: Наука, 1983. С. 14-47. Сыроечковский Е.Е., Рогачева Э.В. Животный мир Красноярского края. Красноярск: Кн. изд-во, 1980. С. 97-100. Тугаринов А.Я. Птицы Приенисейской Сибири. Список и распространение // Зап. Зап.-Сиб. отд-ния РРГО. Красноярск, 1927. Т. 1, вып. 1. С. 1-43. Тугаринов А.Я., Бутурлин С.А. Материалы по птицам Енисейской губернии // Зап. Краснояр. подотдела Вост.-Сиб. отд-ния ИРГО по физ. географии. Красноярск, 1911. Т. 1, вып. 24. С. 1-440. Чупин И.И. Птицы лесного острова Ары-Мас (Восточный Таймыр) // Фауна и экология птиц и млекопитающих Средней Сибири. М.: Наука, 1987. С. 39-53.