Турухтаны. Вид: Philomachus pugnax (Linnaeus, 1758) = Турухтан. Бекасовые, Семейство: Scolopacidae Rafinesque, 1815 = Бекасовые, бекас, якан, бегунки и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Philomachus = Турухтаны

Вид: Philomachus pugnax (Linnaeus, 1758) = Турухтан Фото

Читать : Philomachus pugnax = Турухтан

Внешний вид. Сравнительно длинноногий короткоклювый кулик размером немного меньше голубя. Верх пестрый, черновато-бурый с хорошо заметным рыжим оттенком, грудь желто-сероватая, весной и летом с мелкими поперечными пестринами, брюшко белое. Перья спины и крыльев со светлыми каемками. Ноги весной желтые или оранжевые, осенью бурые. У самцов весной на шее “воротник” из удлиненных перьев, который может быть любой окраски от белой до ярко-рыжей и черной и придает птице своеобразный силуэт.

Тихое двусложное покрякивание.

Местообитания. Обитатель болот, лугов, морских побережий .

Гнездование. Весной группы до сотни птиц собираются на токах, где самцы устраивают “турниры”, бегая друг за другом и имитируя драку. Токование начинается еше на пролете. Гнезда устраивают на земле. Гнездовой период в июне.

Распространение. Распространен повсюду на севере от тайги до лесотундры и тундры, в лесостепях Западной Сибири, в Прибайкалье и в пойме реки Урал, местами в тайге Европейской части России и Восточной Сибири. Особенно многочисленен он в тундре и на север доходит до Колгуева и Вайгача.

Зимовка. Зимует в Африке и Южной Азии.

Описание Бутурлина. Турухтан — кулик средней величины. Узнать его легко: недлинный, почти прямой, утончающийся к вершине клюв, четырехпалая нога с заметной перепонкой только между основаниями среднего и наружного пальцев (как у большинства улитов); в остальном — по форме и мягкости клюва, по резкому различию сезонных нарядов, по голосу и всем повадкам — это настоящий песочник. Темная окраска задней части спины, поясницы и центральных верхних кроющих хвоста и всех маховых перьев, белый цвет подмышечных и боковых верхних кроющих перьев хвоста сразу отличают его от остальных куликов. Это признаки постоянные.

Размеры самца: длина крыла 17-19,75 сантиметра, вес около 200 граммов; самки: длина крыла 14,5-16,5 сантиметра, вес 120-150 граммов.

Окраска голых частей осенью и зимой: глаз бурый, клюв черно-бурый, светлее к основанию, ноги оливково-бурые или зеленовато-серые.

Что же касается половых различий в оперении и сезонной смены нарядов, то в этом отношении турухтан является единственным не только среди куликов, но и среди всего класса птиц земного шара. Молодые в первом, юношеском наряде сверху черно-бурые, с рыжеватыми и бледно-охристыми краями перьев; снизу белые, с нежным розовато-охристым налетом на зобе и груди. Такими же скромными куличками бывают и старые птицы в зимнем оперении: верхняя сторона бурая, с более темными узкими центрами перьев, к крыльям же они становятся серее и светлее; нижняя сторона белая; зоб, грудь и бока с легким дымчатым налетом. Окраска самок сверху в летнем оперении, в общем, бурая, но довольно изменчива у разных особей.

Еще разнообразнее окраска самцов в летнем оперении.

Среди сотен петушков-турухтанов в летнем пере крайне трудно подобрать хотя бы двух совершенно одинаковых. Весной у них вырастают очень длинные перья по бокам и на нижней стороне шеи, образующие воротник различной окраски, и довольно длинные перья по бокам затылка, образующие “уши”. Кроме того, перышки лицевых частей головы вылезают и кожа лица густо покрывается мелкими бородавками.

Весной турухтан появляется на черноморском побережье в середине марта, но валовой пролет идет в конце этого месяца; под Оренбургом первые турухтаны показываются в конце апреля, в районе Москвы — в первой половине мая, на Мурмане — в середине июня.

Вскоре по прилете начинается период токов и частых драк между самцами. Эти игры, или турниры, продолжаются около месяца, после чего самцы соединяются в стаи и начинают кочевать. Драки самцов кратковременны и не азартны. Два противника оттопыривают воротники и “уши”, наклоняются, бросаются друг на друга, толкают клювами и сейчас же расходятся. Иногда схватка повторяется несколько раз, иногда даже до самого столкновения дело и вовсе не доходит. После схватки нередко противники взлетают и мирно продолжают облетать окрестности.

Самки же, без всякого участия петушков, приступают к семейным делам. Первые полные кладки были найдены в дельте Колымы уже 10 июня, но другие самки еще продолжали нестись. В низовьях Печоры кладки находили во второй и последней третях июня, как и в дельте Северной Двины. Длина яиц 39,2-47,8 миллиметра и ширина 28- 33 миллиметра.