Морской песочник. Calidris maritima Brünnich, 1764 = Морской песочник. Песочники Calidris Merrem, 1804 = Песочники

Род: Calidris = Песочники

Вид: Calidris maritima Brünnich, 1764 = Морской песочник

Род: Calidris Merrem, 1804 = Песочники

Calidris maritima Морской песочник

Морской песочник - довольно крупный кулик плотного телосложения, с длиной тела 19—22 см, размахом крыльев 40—44 см и массой 55—110 г. Большая часть поселений морского песочника находится в атлантическом секторе Арктики, хотя он гнездится на арктических побережьях и в горной тундре Евразии, Северной Америки и островах Северного Ледовитого океана. После завершения сезона размножения морской песочник обычен на берегу в полосе прибоя, где он держится небольшими стайками, насчитывающими до 10—20 особей, на густо заросших бурыми водорослями мокрых валунах.

Птица не боится человека и подпускает его на достаточно близкое расстояние. Вспугнутая на камнях стайка с криком поднимается в воздух, описывает невысоко над поверхностью воды полукруг и вновь возвращается на камни

Морской песочник довольно коренаст, у него очень короткие ноги желтоватого цвета летом или оранжевого - зимой. Особые толстые кожистые оторочки, которые расположены в нижней части ног увеличивают касательную поверхность песочника с субстратом, помогая им удерживаться на покрытой водорослями скользкой поверхности прибрежных камней.

Окраска оперения тёмная, в которой чёрные и угольно-серые тона доминируют над рыжими. По окрасе самцы и самки практически не разлимы, а половой диморфизм проявляется только в несколько более крыпных размерах самки, обладающих и более длинным клювом. В период размножения (весной и летом) оперение верхней части тела тёмно-бурое с бледно-охристыми, беловатыми и рыжими каёмками перьев на темени, затылке и лопатках. Оперенье на боках головы и горле серовато-белой окраски с тёмными продольными штрихами. Светлая надбровная полоса развита над глазом; радужина тёмно-бурая. Брюхо по середине белого цвета, грудь тёмно-бурого, а оперенье по бокам тела беловатое с продольными тёмно-бурыми пестринами. Окраска первостепенных маховых - буровато-чёрная, второстепенных - бурая, а вершины их с белыми каёмками. Хвост чуть закруглённый, а рулевые перья окрашены в серовато-бурые цвета, а в центральной части они с узкими белыми каёмками.

Вне сезона размножения (осенью и зимой) цвет оперения становится более тёмным и монотонным, а рыжие тона заменяются угольно-серыми. Исчезает и светлая надбровная полоса, а голова становится однотонной буровато-серой. Между глазом и клювом на уздечке появляется хорошо заметное белое пятнышко. Основание клюва, как и жёлтые ноги становятся горчичного или оранжевого оттенка. Оперенье шеи и груди буровато-серое,  оно беловато-серое с размытыми мышино-серыми пятнами. Молодых птиц можно  отличить по бледно-охристыми и беловатыми каёмками опахал в верхней части тела

Морской песочник вне гнездового участка довольно немногословен, а наиболее частая позывка — громкий, но мягкий односложный крик, который можно передавть как «кют», «кеут» или «кевит», который в стайках иногда переходит в тихое двусложное щебетание. Быстрый и громкий хохочущий крик, слышимый как «пехехехехехе…» служит сигналом тревоги. Более разнообразный голосовой репертуар у морского песочника в сезон размножения. В это время слышны различные хриплые и вибрирующие звуки, а в токующем полёте самец издаёт звонкую урчащую трель — «пруи..пруи..пруи…» или более жёсткое щебетание «кьюик..кьюик…уик..уик..уик…».

Calidris maritima Морской песочник

Морской песочник по образу жизни является частично перелётным видом, хотя на участках побережья, свободных ото льда, имеет склонность к оседлому образу жизни. У птиц, гнездящиеся в особенно суровых условиях Крайнего Севера песочники откочёвывают в ближайшие южные районы с подходящими для кормодобычи условиями. Обычно осенняя миграция начинается несколько позже, чем у других видов песочников, а весенний пик миграции приходится на период с апреля по май.

Гнездится морской песочник на скалистых склонах и галечных пляжах, в сухой каменистой тундре и на влажных мшистых участках горных плато. Вне периода размножения его можно встретить только на скалистых и каменистых участках в полосе прибоя, где обнажаются широкие участки морского дна во время отливов. Здесь, на выступающих из воды камнях и обнажающихся во время отлива участках морского дна, песочники добывают корм. Они собирают обитающих среди бурых водорослей моллюсков (Margarites groenlandicus, Littorina spp., Mytilus spp.), малощетинковых червей, мелких ракообразных (Gammarus locusta, Idothea granulosa, Balanus balandoides), а также залетающих жуков, мух и других насекомых, мелкую рыбу и водоросли (Enteromorpha spp.). У птиц, кормящихся в глубине материка основу рациона составляют насекомые, пауки, улитки, кольчатые черви и растительные корма. Морской песочник собирает лежащий на поверхности либо среди водорослей корм, не погружая клюв в субстрат. Морской песочник может неплохо плавать.

Половозрелыми морские песочники становятся в конце первого года жизни, но весной не все птицы приступают к размножению. Плотность гнездовых поселений варьирует в широких пределах с максимальным значением 10—30 пар на кв. км. Такие поселения расположены в Исландии вблизи колоний полярной крачки, что способствуют большей защите от нападения хищников. Разбивка на пары происходит на гнездовых участках в течение примерно 5 дней после прилета. Брачное возбуждение у морских песочников проявляется в движениях крыльями: птицы приподнимают крыло, обращённое к другой птице, перпендикулярно вверх и сразу его опускают. Брачное поведение заключается в особом «токовом» характере полёта, сопровождаемого трелью: птица с широко раскрытыми и трепещущими крыльями скользит вверх, после чего с криком внезапно приземляется и начинает описанные выше движения крылом вверх-вниз. Каждый самец охраняет свой участок, на котором устраивает несколько гнёзд, большая часть из которых впоследствии оказывается ложными.

Гнездо представляет собой неглубокую ямку в грунте, или оно может быть спрятано в углублении между камнями посреди скал или галечника. Выстилка лотка в гнезде очень скудная и состоит из кусочков мха, лишайника, листьев карликовой берёзы или полярной ивы. Самка обычно откладывает 4, реже 3 яйца почти грушевидной формы, размером: (33—42) х (24—29) мм. Яйца с матовым блеском и имеют зеленовато-оливковый, слабо-охристый, буроватый или другой основной фон окраски. По поверхности яйца разбросаны пятна различной формы и окраски (бурой, красно-коричневой и фиолетовой). Насиживает яйца большую часть времени самец, а самка подменяет его лишь на начальной стадии этого процесса, а потом покидает гнездо и самца окончательно. Насиживание длится 21—22 дня. При приближении хищника к гнезду не принимающий участие в насиживании член пары и находящийся поблизости от него, обычно пытается привлечь его внимание к себе, поднимая и опуская крыло. Иногда и насиживающая птица покидает гнездо и с писком убегает, прижимаясь к земле, а когда опасность минует, наседка возвращается на гнездо. Молодые морские песочники поднимаются на крыло в возрасте 15—28 дней.

Средняя продолжительность жизни морских песочников составляет около 6 лет, а максимальная до 20 лет.