Розовая чайка. Вид: Rhodostethia rosea (Mac-Gillivray) = Розовая чайка. Чайки, чайковые, Водорезы, водорезовые, Поморники, поморниковые, Крачки, крачковые. Чайки, чистики и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Rhodostethia rosea = Розовая чайка

Вид: Rhodostethia rosea (Mac-Gillivray) = Розовая чайка

Читать : Розовая чайка - талисман Арктики

Семейство: Laridae = Чайки, чайковые Фото

СТАТУС. Малоизученные виды (IV категория)

Ареал обитания

Редкий, узкоареальный, малоизученный вид, эндемик России. Длина крыла 250-273 мм. Тундровая зона.

Распространение. Обитает в тундрах Восточной Сибири от дельты р. Яны до Чаунской низменности, за исключением полосы арктической тундры (1, 2) . Небольшая колония отмечена на востоке Таймыра в долине р. Большая Балахня (3). Вне сезона размножения птицы наблюдались в Беринговом море (2), близ Новосибирских островов (4) и у о. Врангеля (5) . Она заселяет болотистые озерные котловины, заливаемые весенними водами, в равнинной тундре и лесотундре (1) . В отдельные периоды чайка держится в море. Местообитания не затронуты деятельностью человека. Гнездится розовая чайка колониями от 2 до 20 пар, нередко вместе с полярной крачкой. Гнезда устраивает на кочках в тундре, особенно на островах по озерам. Фото

Численность. В пределах основного ареала - обычная гнездящаяся птица, на 100 кв.км держится несколько десятков особей (1, 6). На Таймыре отмечено около 50 пар (3). Общая численность розовой чайки составляет несколько десятков тысяч (7) .

Лимитирующие факторы. Не выяснены. Гнезда разоряются песцами и поморниками, страдают от выпаса оленей, сбора яиц. Репродуктивные показатели невысокие. В кладке в благоприятные годы обычно 3 яйца, в неблагоприятные - 1 - 2, около 50% которых неоплодотворены. В благоприятные годы в гнездах находится по 3 птенца.

Меры охраны. Специальные меры не разработаны. Добыча запрещена. Необходимо объявить заповедными наиболее крупные места гнездования розовых чаек, предварительно уточнив их нахождение.

ЧАЙКА РОЗОВАЯ (Rhodostethia rosea) маленькая чайка с очень слабым клювом и клиновидным хвостом. Вес ее составляет 200-250 г. Окраска оперения характерна: голова белая с розовым отливом, спина сизая, брюшная сторона розоватая или ярко-розовая, на шее черное ожерелье.

На море держится преимущественно на льду, в тундре на водоемах нередко плавает и даже купается, погружаясь в воду. Область распространения этой чайки очень ограниченна. С достоверностью на гнездовье найдена в Восточной Сибири в низовьях Колымы, Алазеи и Индигирки. ФотоНаселяет прибрежную мокрую, более или менее травянистую равнинную тундру и подобного же рода участки лесотундры. На зиму улетает в свободные ото льдов участки Северного Ледовитого океана. На места гнездовий розовая чайка прилетает обычно в конце мая или начале июня и селится небольшими колониями от нескольких до 10-20 пар, иногда вместе с полярной крачкой. Замечательно, что, будучи обычной в течение ряда лет в одной местности, розовая чайка затем исчезает на несколько лет, меняя места гнездования, как это наблюдается и у некоторых других чаек. Свои гнезда эта чайка располагает на кочках в тундре, особенно на островах по озерам. Сооружает она их из сухой травы, а выстилает сухими листьями осоки, иногда ивы и карликовой березы. В гнезде обычно бывает сыро. Откладывание яиц на Колыме происходит в первой половине июня. В кладке 1-4, чаще З яйца темного зеленовато-оливкового цвета с бледными крапинками. Насиживают оба родителя в течение немногим более трех недель. В конце июня - начале июля появляются птенцы, которые во второй половине июля становятся летными. Линька начинается в конце июня - начале июля. Как только птицы перелиняют и их птенцы поднимутся на крыло, они перекочевывают на море. Здесь они ведут чисто морской образ жизни, странствуя в разнообразных направлениях и питаясь рыбой и морскими беспозвоночными. По характеру питания розовая чайка в основном насекомоядная птица. В гнездовой период она питается жуками, двукрылыми и другими насекомыми, ими же выкармливает и птенцов. На пролете весной добывает разнообразных водных насекомых и иных беспозвоночных, иногда употребляет растения. На морских кочевках кормится мелкой рыбой и ракообразными. Как птица древнего происхождения, сохранившаяся до настоящего времени на крайне ограниченной территории, розовая чайка заслуживает всемерной охраны.