Короткохвостый поморник. Вид: Stercorarius parasiticus (Linnaeus, 1758) = Короткохвостый поморник. Поморники, поморниковые. Семейство: Stercorariidae = Поморники, поморниковые. Чайки, чайковые, Водорезы, водорезовые, Поморники, поморниковые, Крачки, крачковые. Чайки, чистики и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножение, п

Вид: Stercorarius parasiticus = Короткохвостый поморник

Вид: Stercorarius parasiticus (Linnaeus, 1758) = Короткохвостый поморник

Читать : Поморники

Вид: Stercorarius parasiticus = Короткохвостый поморник

Полевые признаки. Размерами с ворону, меньше среднего, но больше длиннохвостого поморника. Средняя пара рулевых заостренная и жесткая, выступает за обрез хвоста незначительно, на 6-10 см. Общий характер окраски как у других поморников, но верх тела скорее серый, чем темно-бурый, светлее, чем у других. У птиц светлой морфы все брюхо белое, индивидуальное варьирование окраски выражается в большей или меньшей интенсивности равномерно-бурого (не в виде пестрин) цвета на шее и груди - от очень светлого, почти белого, с легкой желтизной или слабого буроватого налета до широкой темно-бурой поперечной полосы. Могут встречаться птицы с сильным бурым налетом на нижней стороне тела и светлыми щеками. Молодые бурые, более или менее опестренные, или даже полосатые, с большой индивидуальной изменчивостью, от темно-бурой до рыжевато-белесой окраски. Ноги двухцветные - цевки серо-голубые, пальцы и перепонки черные. В отличие от молодых других видов, у молодых птиц этого вида средние рулевые чуть удлиненные, заостренные, на нижней поверхности крыла одно светлое пятно - в основании первостепенных маховых (как и у взрослых птиц). Это пятно менее выражено, чем у средних поморников, но больше, чем у длиннохвостых. У полувзрослых птиц (2-3-й календарный год) по темному верху и по низу крыльев много светлых пестрин, сливающихся в поперечные полосы, по светлому брюху темные поперечные пестрины, средние рулевые короче, чем у взрослых, но уже хорошо выделяются. Вес 310-630 г, длина тела 46-67 см, крыло 30,6-35,3 см, размах 97-115 см (Рябицев, 2001).

При внутривидовых демонстрациях и территориальных конфликтах - голос протяжные громкие мяукающие крики "ммяаааа, мяаааа...", или "йеееаа..." При беспокойстве у гнезда - негромкое короткое "кю" или "ки". Хищных птиц атакуют с коротким отрывистым "кего", или "кейо", немного напоминающим собачий лай. От гнезда отводят с хриплым писком (Рябицев, 2001).

Распространение. Редкий, спорадически, но в зональном плане более широко распространенный тундровый вид, чем средний поморник. Наиболее характерен, видимо, для северной и центральной частей подзоны типичных тундр, в несколько меньшей степени - для южной части этой подзоны и арктических тундр. В благоприятные годы спорадично гнездится и на полярных островах (в зоне полярных пустынь), а также встречается к югу до полосы крайней северной тайги, но там вероятно, не гнездиится.

Места обитания. Излюбленные гнездовые местообитания - сырые пойменные тундры и тундровые мохово-травянистые болота.

Фенология. Прилетает на Таймыр в первой декаде июня, в массе появляется после после 15 числа. Кладка с конца июня.

Размножение. Гнездо представляет собой ямку среди невысоких кочек или прямо на болоте, с подстилкой из мха и травы или совсем без выстилки. В кладке 2, реже 1 яйцо. Окраска яиц - от глинисто- или охристо-желтой до буроватой, оливковой или буро-зеленой, с разной интенсивности и густоты коричневыми и бурыми пятнами и точками. Размеры яиц 50-65 х 37-45 мм. Насиживают самец и самка 24-28 дней. Изгоняют из окрестностей гнезда хищных птиц, сов, чаек, других поморников. При появлении человека летают вокруг с сигналами тревоги, а если подойти ближе к гнезду или затаившемуся птенцу, начинают с писком отводить, хлопая крыльями и "ползая". Некоторые птицы, особенно те, что часто видят людей и привыкают к ним, пикируют и издают сигналы нападения. Птенцы начинают летать через 25-30 дней после вылупления.

Питание. При обилии леммингов питаются и кормят птенцов главным образом ими. Если же численность грызунов низка, короткохвостые поморники занимаются главным образом поиском и разорением птичьих гнезд. Кроме того, успешно ловят в воздухе мелких куликов и воробьиных, догоняя их в воздухе в стремительном и маневренном полете. Особенно успешными бывают такие погони у пары поморников. Охотно едят ягоды, падаль, всевозможные отбросы у человеческого жилья.

Численность и успешность гнездования зависят от обилия мелких грызунов, в основном леммингов.