Голубь сизый. Сизый голубь. Вид: Columba livia Gmelin, 1789 = Сизый голубь. Настоящие голуби. Род: Columba Linnaeus, 1758 = (Настоящие) голуби. Голуби, голубеобразные:Отряд: Columbae, или Columbiformes = Голуби, голубеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Columba livia = Сизый голубь

Вид: Columba livia Gmelin, 1789 = Сизый голубь

Читать : Сизый голубь

* Все о домашних голубях *Почтовые голуби

Сизого голубя (Columbia livia) можно встретить в Европе, Азии, Северной Африке, Японии, на юге Китая, Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Индии, Сенегале, на Аравийском полуострове... Считается, что эта птица была одомашнена около 5 тыс. лет назад в Египте, где голубя считали священным. Возможно, что одомашнивание сизого голубя шло и в Индии. Древние римляне держали этих птиц в голубятнях-колумбариях и разводили на мясо. Домашние голуби были известны и в средневековой Европе. Часть этих птиц улетала из голубятен, вторично дичала и распространялась на Европейском континенте. Особенно это стало заметно, начиная с XI в. К XIX в. вторично одичавший сизый голубь появился на севере Британии, в Ирландии, на севере Шотландии, на Фарерских островах, стал распространяться в Финляндии, на Скандинавском полуострове. В XX в. его уже отмечали на Азорских и Канарских островах, в Португалии, вслед за русскими поселенцами голуби проникали на восток Казахстана, за Урал – до Томска, Красноярска, верховьев Енисея, Иркутска. Теперь сизые голуби встречаются на севере до 70° с.ш. в Норвегии, до 66° с.ш. – в Финляндии. В России – до Петербурга (и даже до Мурманска), Твери, Среднего Урала.

Очень заметно выросла численность этих птиц после Второй мировой войны, когда голубя стали считать эмблемой мира. В городах устраивали специальные площадки для подкормки голубей. В итоге образовывались стабильные популяции одичавших «сизарей».

Питаются они (не считая тех случаев, когда их специально подкармливают) в основном пищевыми отходами на свалках, а гнездятся на чердаках, карнизах и уступах больших зданий. Исходно дикие сизые голуби – птицы открытых пространств, селятся они колониями, а гнезда устраивают на скалах, в норах и нишах на скалистых и обрывистых берегах рек. В городах одичавшие голуби также селятся большими группами – до сотни пар на одном чердаке. Их гнезда, устраиваемые в ящиках, выемках, среди кусков железа, фанеры, в щелях, могут быть расположены очень плотно, часто на расстоянии менее метра друг от друга. Голуби привязаны к местам своих гнездовий: более 13% птиц гнездятся на одном месте 4 и более лет, а более половины – не менее 2 лет.

Гнездо у голубей – очень небрежная постройка из прутиков и стебельков. Самка обычно откладывает 2 яйца, но изредка и больше – до 5. Родители выкармливают птенцов особым «голубиным молоком» – отрыжкой, образующейся из содержащих жиры, белки, углеводы, витамины и микроэлементы выделений стенок голубиного зоба. Через несколько дней после вылупления птенцы уже едят зерно, размягченное в зобах родителей. Вылетают они из гнезда через месяц, после чего взрослые птицы очень быстро приступают к следующей кладке. В больших колониях регулярно размножается более 60% птиц, а успешность размножения голубей довольно велика – выживают более половины птенцов.

Обычно городские голуби размножаются весной и летом, но иногда и зимой – условия больших городов позволяют это, так как здесь теплее и больше корма. На юге Украины, например, у сизых голубей бывает до 4 кладок в год. В Киеве мы наблюдали гнездо голубей с подросшими птенцами в середине января. В Англии до 20% пар сизых голубей размножается и в зимнее время.

Таким образом, рядом с жильем человека сизый голубь находит очень благоприятные условия существования. Городские голуби не боятся людей, а за кормом летают недалеко – обычно не более 0,5 км. (Дикие сизые голуби могут ежедневно летать в места кормежек и на водопои на расстояния до 30 км, а на ночь возвращаются к месту ночлега.) Правда, голуби, живущие на окраинах городов, могут летать кормиться и на окрестные поля. Там они собирают на земле зерно, причем могут его выкапывать с глубины до 2 см. Мы встречали таких голубей и на лесных опушках, но в глубину леса они не проникают.

В целом в сельской местности голуби немногочисленны – их привлекают многоэтажные дома, в большей степени соответствующие естественным местам гнездования. В городах же голуби образуют популяции общей численностью до 1,5 тыс. птиц, состоящие из стай, обитающих в нескольких соседних домах.

В Загребе, например, отмечено более 100 тыс. пар голубей – около 250 пар на 1 км2. Всего в 27 странах Европы в конце XX в. обитало более 5 млн пар. В Испании, Беларуси обитает более 1 млн пар, в России – около 3 млн. Растет число синантропных голубей и на Украине*. Сизый голубь стал постоянным обитателем городов, типичным элементом их фауны.

Природная окраска голубя – сизая, с двумя темными полосками на крыле. Но в последние десятилетия в популяциях больших городов растет число темноокрашенных голубей-меланистов. Чем больше город, тем больше таких птиц. Темные голуби лучше выживают, но успех размножения у них ниже, они труднее формируют пары, чем особи с обычной сизой окраской. Нередки в окраске городских голубей и оттенки белого и красного цветов, присущие голубям домашних пород.

Врагов у голубей в городах очень мало. Городские коты их ловят неохотно, предпочитая собирать пищевые отходы на помойках. Естественные охотники за голубями – ястребы и соколы, в городах хоть и селятся, но в небольшом количестве. Мы долгое время наблюдали покалеченных голубей, которые жили и успешно кормились. Основной регулятор численности голубей в городе – болезни, а также сам человек.

Наибольшее число городских голубей гибнет в возрасте 1–6 месяцев от орнитоза. Кроме того, у голубей обнаружено около 10 зоонозов – заболеваний, передающихся человеку (сальмонеллез, токсоплазмоз и др.), а также не менее 50 видов паразитов, в том числе агрессивные голубиные клещи (Agres vulgaris), которые могут нападать и на человека. В гнездах голубей живут и паразитирующие на человеке постельные клопы. Так что присутствие в городах значительного количества синантропных голубей имеет серьезное эпидемиологическое значение. Регуляция их численности – дело довольно трудное, даже при уничтожении 70–80% голубей их популяции в городах могут полностью восстанавливаться за 3 года.

А сохранились ли в природе предки синантропных голубей – настоящие дикие сизые голуби? Сохранились, но сведений о них, к сожалению, немного. На территории бывшего СССР достоверно известны лишь отдельные места, где еще обитают эти птицы. Это Крым, побережье Азовского моря, возможно, Кавказ и Закавказье, юг Урала, Казахстан, Средняя Азия. Дикие сизые голуби не образуют таких больших скоплений, как одичавшие. Обычная численность их колоний – 10–20 пар.

(В 1970-х гг. в Крыму наблюдали колонии до 300 гнезд, но новых сведений о них сейчас нет.)

Настоящие дикие сизые голуби сторонятся людей и стараются гнездиться в безлюдных местах. Беспокойство, причиняемое людьми, может приводить к распаду их колоний и даже переходу к гнездованию отдельными парами, что в целом для вида очень нетипично.

Во многих случаях трудно определить, имеем мы дело с дикими или одичавшими голубями. В середине 1990-х гг. киевские зоологи для коллекции добыли в отдаленных безлюдных местах Крыма несколько голубей, очень похожих на диких, но это оказались окольцованные домашние птицы.

Некоторые выводы можно сделать, наблюдая за поведением голубей. Весной и летом дикие птицы кормятся семенами разных растений (в первую очередь злаков), которые они подбирают на земле, и стараются вообще не приближаться к поселениям человека. Зимой они, правда, могут кормиться просыпанным зерном около складов и элеваторов, но ночевать все равно улетают в безлюдные места. Одичавшие же голуби остаются ночевать возле места кормежки в селениях и держатся здесь круглый год.

Но юге Крыма и в Средней Азии наблюдается синантропизация – постепенное привыкание диких сизых голубей к присутствию человека, а кроме того, везде отмечается смешение диких, полудомашних и домашних форм этих птиц. В том же Крыму домашние голуби, выпущенные владельцами на день, могут отлетать от голубятен на 15 км и более – в места обитания диких голубей, и иногда смешиваются с ними.

В Средней и Восточной Сибири, Уссурийском крае, Казахстане, Средней и Центральной Азии обитает очень близкий вид голубей – каменный, или скалистый, голубь (Columba rupestris). Эти птицы также склонны к синантропизации и не чуждаются поселений людей, включая и города. Но одичавшие сизые голуби в местах совместного обитания с каменным успешно ассимилируют последнего. Между этими видами возможна гибридизация, и немногочисленные скальные голуби постепенно «растворяются» в больших стаях одивчавших сизых, становясь, например во многих районах Казахстана, все более редкими. Это доказывает большую пластичность, свойственную одичавшему сизому голубю, который все больше распространяется вслед за человеком, ассимилируя и в конечном счете вытесняя дикие формы.

Данная статья была опубликована в № 48/2003 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".